instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Что Год театра нам готовит

Что Год театра нам готовит

«МК», 27 июля 2018 года
Марина Райкина

2019 год указом президента объявлен Годом театра. Звучит многообещающе. Но что на самом деле это означает: еще больше театральных событий на душу населения или все стройными рядами идем в театр? Вопрос не праздный, ибо не каждый год, сфокусировавший внимание общества на какой-то отрасли, принес ощутимые результаты. Обозреватель «МК» попытался получить ответ у человека, который приложил немало усилий, чтобы грядущий год прошел под знаком театра, — председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. Ведь театр — это то, чем пока может гордиться Россия.

— С одной стороны, конечно, меня одолевает радость, что будет Год театра. Мы долго добивались этого, надеясь, что он будет стимулировать развитие театрального искусства. Но и без такого года, как ты сама понимаешь, у нас происходят театральные события — Чеховский фестиваль, театральная олимпиада, будет 25 лет «Золотой маске» и так далее. Без объявления дат театры ставят спектакли, получают удовольствие, решают проблемы… Это как футбол, который есть и будет. А объявили, что чемпионат мира пройдет у нас, и сразу другое настроение. Но есть вещи, которые необходимо изменить в Год театра.

— Насколько трудно было добиться того, чтобы именно театру среди прочих было отдано предпочтение?

— Трудно, но это получилось.

— Какие лично вы как председатель Союза театральных деятелей и как артист Александр Калягин выделяете главные проблемы в театральном деле?

— Надо несколько важных вещей сделать: первое — улучшить законодательную базу, чтобы не возникало больше проблем, как у «Седьмой студии», ни с каким другим театром. Уже не говорю про 44-й Федеральный закон и так далее. Второе — масса театров в стране, которые уже давно требуют реконструкции или капитального ремонта, вот список: Таганрогский театр, Башкирский академический, Ставропольский, Карачаево-Черкесский, театр Северного флота — и это я еще не всех называю. У театров, особенно в провинции, мало возможностей приглашать специалистов (скажем, режиссера, художника) из другого города — нужны какие-то рабочие квартиры, а их нет. Да вопросов море: низкий уровень заработной платы, подготовка театральных кадров, театр для детей и подростков — на все это надо обратить внимание. И все это я перечислил Владимиру Владимировичу Путину, он написал «согласен», и началась движуха.

— Вот о зарплатах: в московских театрах, согласно «дорожной карте», средняя зарплата — 67–68 тысяч, чего не скажешь о провинции.

— В стране есть театры, где люди получают по 12 тысяч. Еще раз повторяю — все это возможно было сделать и без Года театра, но одно дело — ты лечишься на дому, а другое — в стационаре. Даже если мы что-то не успеем сделать, решить все проблемы, то хотя бы заложим основы. Конечно, нужны деньги, ресурсы — прежде всего для регионов, и чтобы губернаторы тоже в этом участвовали (центр же не будет все ремонтировать и реконструировать). Но не дай бог Год театра спустить на тормозах.

— Есть такие опасения?

— Есть — и в том, как мы начнем Год театра, какова будет его медийная составляющая, какие программы предъявим. Мы пойдем по кабинетам, а в глазах чиновников будем читать: «Опять эти деятели театра, опять деньги им дай». Если Год театра пройдет для галочки, это ужасно. И для меня, и для Союза театральных деятелей, который пробивал это право. Если честно, я не знаю, что было сделано в Год кино, который тоже был объявлен несколько лет назад.

— Я тоже не знаю. Кто-то блокбастер снял, наверное.

— В том-то и дело. Я понимаю, что проблем в стране много — старики, дети, инвалиды, социалка. И с этой точки зрения театр счастливый (к нему большое внимание, зрительские залы заполняются), а я думаю: «Для чего я пробивал Год театра?»

— Что-то мне, Сан Саныч, не нравится ваше настроение.

— Мне грустно, оттого что все происходит в режиме тягучей резинки. Я вижу, как к этому стали относиться: Путин подписал, остальные согласились, кивнули, но у меня ощущение, что активность Союза театральных деятелей некоторых раздражает.

— Есть ли уже программа-минимум?

— Конечно, есть — и оргкомитет, куда входят наши мастодонты, и рабочая группа есть — она главная и уже собиралась два раза. Вот наметки: театральная олимпиада, фестиваль театральных школ и школьных театров, международный фестиваль уличных групп, независимых театров памяти Елены Греминой, «круглые столы» по важнейшим темам, телетеатр, радиотеатр. Но мы пока в начале пути.

Есть у меня идея ввести в школах все-таки какой-то театральный предмет. Мне возражают — мол, школьники и так загружены. Но поверь, час в неделю — это совсем неплохо, причем для всего. Я сам, когда был мальчиком, начинал в Студии художественного слова и именно там (а не в театральном кружке) научился работать с текстом, разбираться в мыслях автора. Сегодня же я вижу, как масса театральной молодежи не умеет работать с художественным словом, с текстом.

— По какому принципу формировалась рабочая группа? Насколько я понимаю, в ней собрались в основном руководители довольно крупных театров и фестивалей. Не получится ли так, что они под вывеской Года театра станут лоббировать свои интересы?

— Группа формировалась нами, в СТД. Нужны деловые, креативные, понимающие люди. Все работают бесплатно. Как только был подписан указ, мы стали собираться — надо подготовиться. Сейчас мы собираем идеи, фиксируем проблемы из региональных отделений СТД — а их 75. Нужно подключить губернаторов, глав республик, чтобы они хоть немножко головы повернули в сторону театра. Ведь некоторые смотрят на свои театры как на обузу. А в рабочей группе, я глубоко убежден, никто не будет лоббировать себя: известные люди все ж таки собрались за совесть, а не за карман. И потом, все большие академические театры имеют гранты, они в порядке. А проблемы — это другое дело.


вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба