Эдуард Бояков: «Труппа должна быть средством строительства театра» instagram (1)
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Эдуард Бояков: «Труппа должна быть средством строительства театра»

Эдуард Бояков: «Труппа должна быть средством строительства театра»

«Российская газета», 4 декабря 2018 года

Алена Карась

Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым руководителем Московского Художественного академического театра имени М. Горького, сообщил на встрече с сотрудниками МХАТ им. Горького министр культуры Владимир Мединский. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал заслуженный артист РФ Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части назначен писатель и публицист Захар Прилепин.

Назначение Эдуарда Боякова художественным руководителем МХАТ им. Горького, безусловно, можно отнести к самым ярким кадровым решениям нынешнего минкульта. Бояков и Захар Прилепин давно выступают на единой консервативно-патриотической платформе. Полтора года назад вместе с художником Александром Гинтовтом, музыкантом Александром Скляром они создали "Русский художественный союз", чья программа была сформулирована полемично по отношению к большой части современной отечественной культуры: "Противоположностью Высокого стиля в любой момент истории является пошлость - выражения эгоизма, своекорыстия и потребительства. Именно такой момент Россия переживает последние четверть века. Отсутствие развитого символического поля, внятной культурной политики, авторитета современного искусства и художников мирового уровня - свидетельствует об упадке творческой индустрии. Именно поэтому Россия пока проигрывает Западу на территории так называемой soft power".

Эдуард Бояков, находящийся сейчас в Екатеринбурге, прокомментировал "РГ" свое назначение по телефону:

Есть ли у вас программа, с которой вы начнете свою работу?

Бояков: Программа есть. Но я бы хотел подробно о ней поговорить, а не в таком коротком телефонном разговоре. Мы обсуждали ее вместе с Захаром не один день. Вообще Захар - не только удивительный и выдающийся писатель. Он обладает редким качеством - любить книги других. Его книга "Взвод", другие его тексты ясно свидетельствуют об этом. Говоря самым общими словами о программе, выделю современную драматургию - это сейчас важнейшая для нас тема. МХАТ всегда был театром, который если и не открывал авторов, то обеспечивал их статус, институализировал значимые явления в драматургии. Сейчас это утрачено вообще. У нас появилась надежда в начале 2000-х годов, когда МХТ во главе с Табаковым начал делать фестиваль "Новая драма". Но сейчас мы видим, что новая драма опять возвращается в подвальчики, становится маргинальной. А она должна быть и на больших сценах. На полторы тысячи человек.

С другой стороны, мы думаем о том, что касается академического театра. Не хочется вдаваться в полемику, но тот же Табаков убрал слово "академический" из названия МХАТ, а вот Доронина не убрала. Если мы сможем найти актуальный смысл этого слова, если мы не облажаемся в попытке удержать его статус, удержать традицию академического репертуарного театра, то будем считать свою задачу выполненной. Это не пустое слово. И оно должно быть поддержано мощной труппой.

Можно ли это сказать о сегодняшней труппе МХАТ им. Горького? Как я поняла, сокращений не предвидится?

Бояков: Труппа должна быть мощным инструментом, средством строительства театра. Играть спектакль 1908 года уже, конечно, невозможно - антропология изменилась, само тело современного человека уже другое, но тема академизма и в актерском искусстве остается. Я все сделаю, чтобы труппа смогла участвовать в строительстве театра. А дальше - уже вопрос к нам.

Прилепин будет в роли классического завлита?

Бояков: Он будет во всех ипостасях. И как завлит, и как писатель. На нашем фестивале "Традиция" мы уже делали с ним спектакль по его книге "Взвод", в Донецке я делал спектакль по стихам поэтов Донбасса, собранным Захаром.

В возглавляемый вами "Русский художественный союз" входит художник Алексей Гинтовт. Предполагается ли его участие в работе театра?

Бояков: Алексей Беляев-Гинтовт - выдающийся художник, и я давно думаю о привлечении его в театр. Я очень люблю открывать театральных художников, как это было с Галей Солодовниковой, Полиной Бахтиной. А о Гинтовте в этом качестве можно только мечтать.

Табаков, кстати, отказался от слова "академический" в названии МХТ, и он имел в виду отказ от его сталинского периода, когда театр и получил эту четвертую букву.

Бояков: Отказ от сталинского ампира - да, но, мне кажется, само слово "академическое" сегодня - спасительно для русской культуры. Оно работает на то, чтобы противостоять тотальному напору постмодернистской плесени, разнообразных фейков и имитаций в социальных сетях и медиа, когда ты не понимаешь, где объект, где субъект. И в этом отношении воспитание вкуса к академическому - наше спасение.

Ваша программа близка тому, что сегодня пропагандирует министр культуры, в частности - поддержку национально-патриотической, исторической драматургии.

Бояков: Да, и "Взвод" Прилепина - это как раз историческое произведение, в самом высоком смысле - патриотическое. Сколько мы проговорили когда-то с Леной Греминой о важности исторической драматургии! Как такой театр как МХАТ может выжить без истории? Это ведь не маленькая "Практика" - это тысячник!

 

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба