Менахем Пресслер считает русскую школу фортепианной игры лучшей в мире
«Российская газета», 26 июня 2019 года
Татьяна Эсаулова
Легендарный пианист Менахем Пресслер считает русскую школу фортепианной игры лучшей в мире
В этом году впервые в фортепианном жюри Конкурса Чайковского работает легендарный пианист Менахем Пресслер
Его собственной первой победой был Конкурс Дебюсси в Калифорнии в 1946 году. Тогда ему было 17 лет, и с ним сразу подписали контракты лучшие оркестры Америки —
Вы стали свидетелем взросления нескольких поколений пианистов. В каком направлении сейчас движется фортепианное исполнительское искусство?
Менахем Пресслер: Глубоко убежден, что в правильном. И самый яркий тому пример — сегодняшние участники Конкурса Чайковского. Это просто фантастические музыканты! Отмечу, что Россия может с полным правом гордиться своими участниками. Я думаю, даже сам Чайковский гордился бы, услышав таких исполнителей (смеется).
На XVI Конкурс Чайковского приехали очень талантливые молодые пианисты. Они достигли такого совершенства и блеска, какое нам в свое время и не снилось. У нас не было этой виртуозной легкости, которую здесь демонстрируют практически все пианисты. Нам надо было бороться за чистоту техники.
Высокий уровень участников, как правило, влечет за собой жаркие споры в судействе?
Менахем Пресслер: Мы слушаем очень разных исполнителей; каждый старается донести свою интерпретацию, показать свое мастерство. Все обсуждалось нами очень открыто, были разные мнения: с
Все мы, без исключения, сошлись в одном: здесь небывалое количество талантов и сказочный уровень мастерства.
У нас раньше не было этой виртуозной легкости, нам надо было еще бороться за чистоту техники
Что, на ваш взгляд, сегодня востребовано больше — исполнитель, собирающий огромные аудитории, или музыкант, погруженный в творчество, слушающий свой внутренний голос?
Менахем Пресслер: Все зависит от аудитории. Обычно публика любит так называемых «великих пианистов». Но во все времена были популярны и музыканты иного рода — тонкие, чувствующие натуры. А в музыке столько всего может быть передано на сокровенном уровне.
Вы находите общий язык с музыкантами нового поколения?
Менахем Пресслер: Да, очень легко. И мне повезло, что среди моих друзей не только талантливые музыканты.
В самом разгаре третий тур. Должен ли пианист держать
Менахем Пресслер: Я не думаю, что это возможно. Когда выходишь на сцену и садишься за рояль, стараешься продемонстрировать все, чего достиг и во что веришь. Просто нельзя
Как сейчас представлена российская пианистическая школа в мире?
Менахем Пресслер: Русская школа всегда была лучшей. Именно к русской школе относятся такие легенды, как Рихтер и Гилельс. В настоящий момент я вижу очень сильные школы и в Германии, и в Америке, но именно русские пианисты
Когда вы прилетали на «Декабрьские вечера» в СССР, вы общались с президентом Пушкинского музея Ириной Антоновой. Поддерживаете этот контакт?
Менахем Пресслер: В последнее время я плохо себя чувствовал, и наше общение на
Вы за свою жизнь переиграли столько музыки. Кто из композиторов для вас стал важным с точки зрения пианизма?
Менахем Пресслер: Вершина восприятия музыки — это приблизиться к Бетховену, Шуману, Шуберту. Для меня они — величайшие композиторы, так же как и Чайковский. Вся музыка этих композиторов — это космос. Она наполняет жизнь значением.
Справка «РГ»
Менахем Пресслер, пианист, основатель трио Beaux Arts, родился в Магдебурге в 1923 году. В 1939 году он покинул нацистскую Германию и эмигрировал в Израиль. После победы на Международном конкурсе пианистов им. К. Дебюсси он начал гастролировать в городах США и Европы. В 1955 году на музыкальном фестивале в Беркшире дебютировал как камерный музыкант — в составе трио Beaux Arts. Выступал с Джульярдским квартетом,
В числе многочисленных премий и наград музыканта — звания почетного доктора Манхэттенской школы музыки, Университета штата Небраска, Консерватории
Помимо записей камерного репертуара в составе трио Beaux Arts, Менахем Пресслер записал более тридцати сольных дисков всех эпох и жанров — от Баха до