instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Министр культуры Новосибирской области — о том, как в регионе реализуется национальный проект «Культура»

Министр культуры Новосибирской области — о том, как в регионе реализуется национальный проект «Культура»

ТАСС, 13 июня 2019 года

Почти 80% инициатив национального проекта «Культура» реализуется в регионах. Среди лидеров по итогам первого полугодия — Новосибирская область. Министр культуры региона Игорь Решетников рассказал в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, о важности софинансирования, реконструкции театров и борьбе с оттоком молодых кадров.

— Новосибирская область — один из лидеров по выполнению нацпроекта «Культура» и по количеству выигранных конкурсов и грантов. Поделитесь секретом с другими регионами?

 — Во-первых, нам полегче, потому что Новосибирская область участвовала в создании национального проекта, и те нормативы и стандарты, которые сейчас есть в нацпроекте, мы постарались сделать так, чтобы они стали доступны и понятны для всех. Здесь важно все делать заблаговременно, мы знаем паспорт национального проекта и заранее готовим документы. Так и по модельным библиотекам, и по автоклубам, так будет и по строительству, капитальному ремонту — у нас документы уже практически готовы. Когда конкурс объявляется, нам остается только отправить подготовленные документы. Конечно, бывают отдельные доработки, которые Министерство культуры нам присылает с просьбой исправить. Как по модельным библиотекам у нас было: 20 заявок были готовы, нам сказали, что это много, мы отправили 10. Все говорят, включая наш проектный офис, что у нас очень доступный и понятный национальный проект, по нему легко работать. Самое главное, что в Минкультуры кураторы понимают проект, потому что сами его делали, и они всегда доступно помогают. Вплоть до того, что, когда у нас были проблемы с закупками, оформлением договоров, подписанием в электронном бюджете, сотрудники Министерства культуры выходили и в субботу, и в воскресенье и нам всегда помогали. Не было такого, чтобы сотрудники министерства сказали: «Мы не выйдем в выходные». Выходили, помогали, и все у нас получалось. И так они помогают каждому региону.

— Помимо общего паспорта нацпроекта, есть еще и региональные паспорта. Можете рассказать, как они формируются?

 — Исходя из федерального паспорта и потому, что многие мероприятия идут по конкурсу, мы понимаем, сколько у нас будет федеральных средств. Но существуют показатели тех критериев, которые есть в федеральном паспорте в общем итоге, и до регионов доведены те нормативы, которые должны быть. Мы создали свой паспорт национального проекта, который утвердили у себя уже в офисе. Мы понимаем, что не можем рассчитывать только на федеральные средства, и на уровне региона утвердили даже больше региональных средств, чем федеральных, примерно в два раза. Мы понимаем, например, что на обучение или реконструкцию нам нужно чуть больше денег своих собственных, наш губернатор и правительство хорошо на это реагируют, поэтому закладывается большее количество, чем выделяется из федерального бюджета. Думаю, так многие регионы делают.

— Это посильная нагрузка на региональный бюджет? Не все готовы брать на себя издержки по софинансированию.

 — Кажется, что это много, но если заниматься планированием, то все получится. Владимир Мединский (Министр культуры РФ. — Прим. ред.) и Ольга Ярилова (замминистра культуры РФ. — Прим. ред.) говорили, что если есть софинансирование, то более вероятно, что федеральные средства попадут в ваш регион. Мы всегда стараемся показать софинансирование. Так проще работать с федеральным бюджетом, потому что мы понимаем, что нам добавят средства. Самое главное, как я уже говорил, — готовить заранее проектно-сметную документацию и экспертизу на все, это тоже необходимо. Должна быть плановая работа, у нас целый отдел работает на нацпроект и занимается этим вопросом. Я считаю, что они просто молодцы. Там, где нацпроект, например, связан с библиотеками, у нас есть общественная организация — библиотечное общество, которое делает огромную работу в помощь Министерству культуры. Они выполняют 80% нашей работы.

— Из проектов, которые уже запустились или будут запущены до конца 2019 года, какие бы вы отметили как наиболее важные для Новосибирской области?

 — Больше всего мне нравится проект обучения: более 300 человек в этом году пройдут переподготовку и повышение квалификации. Это очень важно для сферы культуры, потому что у нас много специалистов с высшим и средним специальным образованием, но примерно 50% все-таки без профильного образования. Думаю, этот проект очень нужен для всех регионов. Во-вторых, передвижные дома культуры — автоклубы. У нас намного больше расстояния, чем в европейской части страны, и есть совсем маленькие села, где живут 40–50 человек, 100 максимум. Конечно, строить Дом культуры, даже быстровозводимый, нет никакого смысла. Автоклубы нас будут очень сильно выручать. Виртуальные концертные залы — тоже очень важная история. Мы сейчас проводим в Новосибирске два фестиваля — международный джазовый и международный фестиваль кукол «Перекресток» — и будем их транслировать на область, необязательно везти туда коллективы. Это, мне кажется, замечательный проект.

— Сейчас в России идет Год театра, и Министр культуры Владимир Мединский во время своей недавней поездки как раз посетил Новосибирский театр кукол, который планируется реконструировать в рамках нацпроекта. Есть ли уже какие-то конкретные идеи и сроки по этому проекту?

 — Театр находится в памятнике [архитектуры регионального значения] и в жилом здании, поэтому очень сложно что-то достроить или перестроить. У нас нет нормального репетитория и складских помещений, не хватает цехов. Есть возможность реконструировать рядом пристрой и сделать из него как раз малую сцену, репетиторий и складские помещения, а также столярную мастерскую и мастерскую кукол. Министр нас поддержал — посмотрел проект и сказал, что это совершенно верная и правильная идея. Реконструкция Театра кукол намечена на 2022 год. А в этом году у нас на очереди театр «Глобус», и нам повезло: на это выделили 105 миллионов. Проблема в том, что театров такого плана много по России строили, у них очень сложная крыша, которую трудно ремонтировать. Малыми средствами мы пытались, но не было большого толка. К нам приезжал заместитель Министра культуры Павел Степанов, мы осмотрели театр, и как раз было принято решение о том, что мы не можем ничего ремонтировать внизу, пока не реконструируем кровлю. Выделенных средств хватит, чтобы полностью привести кровлю в порядок, и можно будет дальше уже проводить ремонтные работы внутри театра. Надо очень по-хозяйски относиться, мы еще добавили своих средств, и я думаю, мы подготовим театр для того, чтобы в дальнейшем, в 2023 году, провести капитальный ремонт и реконструкцию части помещений.

— Насколько я знаю, под вопросом судьба Новосибирского городского драмтеатра под руководством Афанасьева, который уже долгое время работает без собственного помещения.

 — Театр Афанасьева находится на арендованной площадке в подвальном помещении уже много лет. Это один из самых любимых театров нашего города, и площадка, конечно, очень нужна. У города есть здание бывшего кинотеатра «Пионер», полностью разработана проектно-сметная документация, проведена экспертиза, приезжала Ольга Голодец (вице-премьер. — Прим. ред.) и тоже сказала, что театру необходимо помещение, и было принято решение, что мы подадим заявку на следующий год с софинансированием из регионального бюджета. Будем делать реконструкцию, и у театра появится свое замечательное помещение в центре города.

— Если говорить не только о театрах Новосибирска, но и об областных площадках, то в рамках нацпроекта планировалось реконструировать театр «На окраине» в городе Карасук. Однако здание, где сейчас расположен театр, не подходит под его нужды. Как будет решен этот вопрос?

 — Это здание мы точно переделывать не будем, потому что оно не соответствует никаким нормативам. Мы сейчас в Карасуке достраиваем очень большой многофункциональный культурный центр стоимостью более 500 миллионов на 30 тысяч населения. Там разместится и Дом культуры, и библиотека, и детская школа искусств, и музей. Но в Карасуке есть еще два дома культуры в очень хорошем состоянии. У нас есть договоренность, что бывший Дом культуры железнодорожников мы заберем под театр. Региональный бюджет уже вкладывался в его ремонт, и теперь у театра будет хорошее новое помещение, реконструкция пройдет уже в этом помещении именно под театр. Нужно только переделать сцену и еще несколько моментов, чтобы театр мог полностью функционировать. Он находится в 520 километрах от Новосибирска, профессиональная труппа, все имеют высшее театральное образование, и здорово, что мы этот театр забрали в региональную собственность в этом году, теперь есть возможность, чтобы он полностью обслуживал близлежащие районы, ему будет намного проще гастролировать.

— На прошедшем в Новосибирске координационном совете по культуре некоторыми регионами поднимался вопрос об утечке кадров, в том числе из детских школ искусств. По их словам, довольно сложно специалистов, которые, например, уехали учиться в Москву, мотивировать возвращаться в родной регион преподавать. Какие решения этой проблемы в рамках нацпроекта принимает Новосибирская область?

 — У нас немножко легче ситуация, чем у многих других, потому что здесь примерно 95% кадров детских школ искусств имеют высшее профессиональное образование. В Новосибирске полностью сохранена трехступенчатая система образования: детские школы искусств, два профессиональных музыкальных колледжа, еще есть колледж культуры, который также готовит преподавателей, и консерватория. Кроме того, у нас есть Институт культуры при Педагогическом университете, и мы можем уже порадоваться, что на следующий учебный год подтверждены 50 бюджетных мест. Мы долго общались с Министерством образования, писали письма, и, наконец, нас услышали. Это будут места для целевиков, в том числе связанные и с музыкальным образованием. Но уже и вне рамок нацпроекта губернатор поставил задачу, чтобы строилось служебное жилье, которое не будет потом отдаваться в собственность, а станет постоянным у всех сфер, в том числе у работников культуры. Чаще всего деньги — это хорошо, но молодым ребятам, которые приезжают, просто негде жить. Конечно, хотелось бы обеспечить им хорошие условия.

Беседовала Анна Михайлова

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба