Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры по итогам 2017 года instagram (1)
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры по итогам 2017 года

Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры по итогам 2017 года

Минкультуры России в целях внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры в рамках методической помощи субъектам Российской Федерации и федеральным учреждениям культуры разработаны следующие методические рекомендации:

по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (утверждены приказом Минкультуры России от 28.06.2013 № 920);

по взаимоувязке системы отраслевых показателей эффективности деятельности в сфере культуры от федерального уровня до конкретного учреждения и работника (направлены письмом от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ);

по внесению изменений в планы мероприятий («дорожные карты») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в соответствующем регионе» с рекомендациями о порядке проведения аттестации работников в учреждениях культуры с целью последующего их перевода на «эффективный контракт» (направлены письмом от 20.02.2014 № 32-01-39/04-НМ);

по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт» с указанием перспектив его внедрения и приложением методологии условий оплаты труда, определяемых в «эффективном контракте» работника государственного (муниципального) учреждения культуры (направлены письмом от 15.06.2017 № 172-01.1-39-НМ);

основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства (письмо от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ);

по отнесению организаций культуры к эффективным по качеству и доступности услуг с учетом функциональной специфики;

по проведению социологического опроса об оценке уровня удовлетворенности населения услугами организаций культуры.

Также для использования в работе учреждениям культуры были рекомендованы следующие приказы Минкультуры России:

от 27.11.2008 № 208 «Об утверждении перечня критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации» в редакции от 24.04.2013 № 444 (зарегистрирован Минюстом России от 02.08.2013, № 29246);

от 02.10.2015 № 2508 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, и их руководителей» (зарегистрирован Минюстом России от 21.12.2015, № 40174);

от 24.06.2016 № 1435 «Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек» (зарегистрирован Минюстом России от 19.08.2016, № 43314);

от 26.08.2016 № 1947 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры, искусства, образования и науки, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 23.09.2016 № 43774) (далее – приказ № 1947);

от 27.04.2018 № 599 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями культуры» (зарегистрирован Минюстом России 18.05.2018 № 51132).

Указанные приказы и методические рекомендации размещены на официальном сайте Минкультуры России (mkrf.ru).

В целях завершения в 2017 году работы по переводу работников учреждений культуры на «эффективный контракт» в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, главным распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении федеральные государственные учреждения культуры, и подведомственным Минкультуры России федеральным государственным учреждениям культуры направлены письма о необходимости завершить работу по обеспечению 100% перевода работников учреждений культуры на «эффективный контракт»
от 17.03.2017 № 78-01.1-39-НМ, 17.03.2017 № 79-01.1-39-НМ и от 20.03.2017 № 83-01.1-39-НМ.

Согласно итогам мониторинга реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа № 2190-р), за 2017 год по состоянию на 05.02.2018 года с учетом актуализированных данных регионов и ранее разработанных Минкультуры России методических рекомендаций, трудовые отношения, основанные на принципах «эффективного контракта», оформлены со 100% среднесписочной численности работников государственных (муниципальных) учреждений культуры (данные выгрузки по пункту 7.2 «Сведения о применении примерной формы трудового договора» отчета по мониторингу Программы № 2190-р по данным субъектов Российской Федерации направлены в Минтруд России письмом от 06.02.2018 № 1811-01.1@-НМ).

В соответствии с пунктом 18 приложения 2 к Программе № 2190-р
и пункта 10 Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р (далее – «дорожная карта» № 2606-р), Минкультуры России проведен анализ информации о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры по итогам 2017 года.

Для анализа и изучения опыта лучших практик внедрения «эффективного контракта» определены 7 субъектов Российской Федерации (Хабаровский край, Магаданская область, Новгородская область, Псковская область, Саратовская область, Томская область, Тульская область), а также 8 подведомственных федеральных учреждений культуры:

ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России»;

ФГБУ «Российская национальная библиотека»;

ФГБУК «Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета»;

ФГБУК «Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского»;

ФГБУК «Национальный филармонический оркестр России»;

ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»;

ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»;

ФГБУК «Тульский государственный музей оружия».

По информации, полученной от субъектов Российской Федерации и подведомственных федеральных учреждений культуры, в государственных (муниципальных) учреждениях культуры мероприятия по внедрению «эффективного контракта» осуществлялись ежегодно, планомерно, нарастающими темпами в соответствии с разработанными Минкультуры России методическими рекомендациями и нормативными правовыми актами с учетом:

соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации;

порядка, определенного Рекомендациями по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н (далее –Рекомендации № 167н);

проведения разъяснительной работы по вопросам внедрения эффективного контракта;

уточнения и конкретизации положений о структурных подразделениях учреждений и трудовых функций работников;

корректировки показателей эффективности деятельности для включения в трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) с работниками;

проведения аттестации работников согласно графикам, утвержденным локальными актами учреждений, с целью перевода работников на «эффективный контракт»;

совершенствования системы оплаты труда путем внесения изменений в действующие положения об оплате труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности, в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Информация о лучших практиках внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры ежегодно размещается на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах: Главная> Министерство> Департаменты> Департамент экономики и финансов> Новости.  

I. Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры субъектов Российской Федерации

1. По Хабаровскому краю

Перевод работников учреждений культуры Хабаровского края осуществлялся в рамках реализации Регионального плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 30.04.2013 № 290-рп (далее – Региональный план № 290-рп).

С учетом методических рекомендаций Минкультуры России Министерством культуры Хабаровского края (далее-Министерство) разработан приказ от 31.10.2014 № 479/01-15 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Хабаровского края, примерного порядка дезагрегирования показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, методики расчета коэффициента эффективности их работы, критериев оценки работы руководителей подведомственных учреждений и списка ответственных исполнителей», которым установлены:

показатели эффективности деятельности краевых государственных учреждений и критерии оценки работы их руководителей;

порядок оценки эффективности деятельности учреждений и условий премирования их руководителей;

форма отчета руководителя краевого государственного учреждения;

примерный порядок преобразования показателей эффективности учреждения для определения показателей эффективности деятельности работников.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» в целях обеспечения вовлечения инвалидов в социокультурную среду приказом Министерства от 28.03.2018 № 80/01-15 внесены изменения в критерии оценки работы руководителей краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству. С учетом указанных изменений в качестве одного из показателей установлено «проведение мероприятий, способствующих вовлечению инвалидов в социокультурную среду».

         Приказом Министерства от 31.03.2015 № 147/01-15 утверждено примерное Положение об оплате труда работников государственных учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры Хабаровского края по видам экономической деятельности, которым предусмотрен порядок установления стимулирующих выплат работникам, основанный на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с указанным положением во всех краевых учреждениях разработаны локальные акты по оплате и стимулированию труда, утверждены положения об оплате труда, показатели эффективности деятельности работников и критерии оценки их работы, а также пересмотрены штатные расписания с учетом соблюдения предельной доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов.

Работа по заключение трудового договора с работниками учреждений культуры, основанного на принципах «эффективного контракта», началась в 2015 году на основе примерной формы, установленной в приложении № 3 к Программе № 2190-р, с учетом конкретизации должностных обязанностей работника, установления условий оплаты труда, показателей и критерий оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и к концу 2017 год была завершена.

         В соответствии с Рекомендациями № 167н в рамках работы по внедрению «эффективных контрактов» Министерством утвержден приказ от 08.09.2014 № 403/01-15 «Об организации работы по внедрению системы нормирования труда», разработан график внедрения систем нормирования по типам учреждений. Внедрение типовых отраслевых норм труда, утвержденных приказами Минкультуры России, осуществляется в учреждениях соответствующего типа.

Для анализа и изучения опыта лучших практик внедрения «эффективного контракта» следует отметить КГАУК «Хабаровский краевой музыкальный театр» (далее – Учреждение), в котором внедрение «эффективного контракта» начато с 2013 года.

С работниками заключены трудовые договоры или дополнительные соглашения к трудовым договорам в форме «эффективного контракта», в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности и качества выполняемых работ (услуг) для назначения стимулирующих выплат.

При оформлении трудовых отношений с работником учреждения учитываются нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективным договорам учреждения, основанными на:

системе оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок, при этом конкретизируются условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получения выплаты); стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты);

наличии государственного задания и целевых показателей эффективности деятельности учреждения, утвержденных Министерством;

системе нормирования труда;

условиях труда работников по итогам проведения оценки условий труда;

режиме рабочего времени и времени отдыха;

штатном расписании учреждения.

В учреждении актуализированы и утверждены целевые показатели эффективности деятельности Учреждения.

Критерии оценки эффективности работы и условий установления выплат стимулирующего характера определены в Методике оценки профессиональной деятельности работников Учреждения при установлении выплат стимулирующего характера.

Показатели эффективности деятельности работников учитывают выполнение целевых показателей эффективности деятельности Учреждения в части оказания государственных услуг, а также достижения установленных значений целевых показателей развития Учреждения.

Аналогичные мероприятия проведены во всех государственных и муниципальных учреждениях Хабаровского края.

Учитывая проводимые мероприятия, следует отметить, что соблюдение принципов внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры Хабаровского края способствуют повышению уровня оплаты работников с учетом достижения высоких результатов их труда и соответственно ведут к увеличению количественных и качественных показателей предоставляемых услуг населению.

2. По Магаданской области

Согласно информации Министерства культуры и туризма Магаданской области в соответствии с постановлением Губернатора Магаданской области
от 19.03.2013 № 43-п «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения
в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» Магаданской области»
с 2013 года в учреждениях культуры региона осуществлялись следующие мероприятия:

направленные на повышение и эффективности, и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом
на эффективный контракт;

по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры (внедрение показателей эффективности деятельности учреждений культуры, их руководителей);

по развитию кадрового потенциала работников учреждений культуры, внедрение показателей эффективности деятельности работников учреждений культуры и заключение трудовых договоров, основанных на принципах «эффективного контракта;

проведение аттестации работников. В отношении каждого работника уточнены и конкретизированы его трудовая функция, трудовые действия (должностные обязанности) и условия оплаты труда. Для работников, работающих в должностях, по которым разработаны и утверждены профессиональные стандарты, проведена аттестация с последующим их переводом на квалификацию, соответствующую профессиональному стандарту.

По состоянию на 01.01.2018 года во всех областных учреждениях завершена работа по переводу работников, а также руководителей учреждений на «эффективный контракт».

Аналогичная ситуация складывается и на муниципальном уровне.

По информации Управления культуры мэрии города Магадана,
в целях исполнения вышеуказанного плана, приказом Управления культуры
№ 58 от 16.04.2013 года утверждена «дорожная карта», направленная на повышение эффективности деятельности учреждений, подведомственных управлению культуры мэрии города Магадана.

По состоянию на 01.01.2018 года во всех подведомственных управлению культуры мэрии города Магадана учреждениях заключены «эффективные контракты» с работниками и руководителями учреждений.

Внедрение показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников привело к улучшению качества оказываемых услуг, увеличению степени трудоспособности работников, улучшению исполнительской и трудовой дисциплины, в разы повысилась инициативность к выполнению дополнительных задач и участию в мероприятиях, направленных на повышение имиджа учреждений.

Кроме того, во всех учреждениях введена система нормирования труда на основе типовых (отраслевых) норм труда, утвержденных приказами Минкультуры России.

3. По Новгородской области

Министерством культуры Новгородской области (далее – Министерство) в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности сферы культуры Новгородской области (2013 - 2018 годы)», утвержденной постановлением Администрации Новгородской области от 26.02.2013 № 95 (далее – «дорожная карта № 95) проведена следующая работа по внедрению «эффективного контракта» и систем оплат труда работников учреждений культуры:

разработаны положения о системе оплаты труда работников государственных (бюджетных, автономных и казенных) учреждений, созданных в Новгородской области (Постановление Правительства Новгородской области от 12.03.2014 № 160);

утверждены положения об оплате труда работников, в которых установлены показатели эффективности деятельности учреждений, директоров учреждений и критериев оценки эффективности их деятельности;

внедрены целевые показатели оценки эффективности деятельности работников учреждений, а также критерии оценки эффективности их деятельности.

Министерством культуры проведена работа по согласованию проектов постановлений «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников государственных областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству культуры Новгородской области, по сфере деятельности «культура»; «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных областных казенных учреждений, подведомственных Министерству культуры Новгородской области, по сфере деятельности «культура», которыми уточняются и конкретизируются критерии оценки эффективности деятельности учреждения, руководителя учреждения, а также критерии эффективности деятельности работников учреждений и критериев оценки эффективности их деятельности.

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях культуры Новгородской области завершено внедрение «эффективного контракта».

Их всех учреждений культуры следует отметить следующие учреждения Новгородской области, в которых применяются лучшие практики внедрения «эффективного контракта»:

МБУ Межпоселенческое социально-культурное объединение «Светоч»;

МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Маловишерского района».

Внедрение «эффективного контракта» и системы оплаты труда работников, ориентированной на эффективность деятельности учреждений, позволило обеспечить положительную динамику по ряду целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, определенных «дорожной картой» № 95. Так, по итогам 2017 года установлено перевыполнение плановых значений целевых показателей развития сферы культуры по 9 показателям.

4. По Псковской области

По сообщению Государственного комитета Псковской области по культуре (далее-Комитет) перевод на «эффективный контракт» руководителей и работников государственных (муниципальных) учреждений культуры Псковской области осуществлялся в рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Псковской области», утвержденного распоряжением Администрации Псковской области от 28.02.2013 348-р (далее – «дорожная карта» № 348-р).

В рамках внедрения «эффективного контракта» проведена следующая работа:

во всех государственных и муниципальных учреждениях культуры организована разъяснительная работа по вопросам совершенствования системы оплаты труда в связи с введением «эффективного контракта»;

разработаны показатели эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры области и их руководителей;

разработаны три группы критериев оценки эффективности деятельности государственных учреждений культуры области, характеризующие степень выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), финансово-экономическую деятельность, а также отсутствие фактов нарушения норм федерального и регионального законодательства, неисполнения приказов Комитета, своевременность, полноту и достоверность предоставляемой информации и отчетности и наличие утвержденного перспективного плана развития учреждения;

разработаны две группы критериев оценки эффективности деятельности руководителей: показатели основной деятельности учреждения: выполнение целевых показателей эффективности работы учреждения в полном объеме; показатели финансово-экономической деятельности, исполнительской дисциплины: уровень среднемесячной заработной платы работников по сравнению с предыдущим годом; отсутствие дисциплинарных взысканий; отсутствие фактов неисполнения поручений Комитета;

разработано и утверждено Положение о стимулирующих выплатах руководителям государственных учреждений, подведомственных Комитету. К стимулирующим выплатам руководителям относятся: выплата за интенсивность и эффективность работы, премия по итогам работы, выплата за отличное качество выполняемых работ. Выплата за интенсивность и эффективность работы производится по итогам выполнения показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей за каждое полугодие.

В результате проведенной работы, со всеми работниками учреждений заключены трудовые договоры в новой редакции или дополнительные соглашения к ним в соответствии с примерной формой согласно приложению № 3 к Программе № 2190-р, с руководителями – в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 (далее – Постановление № 329).

Руководители государственных учреждений культуры для оценки эффективности деятельности два раза в год представляют в Комитет фактические данные и отчетность по выполнению показателей эффективности. Стимулирующие выплаты руководителям учреждений устанавливаются с учетом исполнения государственными учреждениями государственных заданий и критериев эффективности деятельности.

Руководители муниципальных учреждений культуры для осуществления им стимулирующих выплат представляют в администрации муниципальных образований отчет о выполнении целевых показателей эффективности деятельности учреждения.

Так, например, в Пушкиногорском районе отчетность состоит из четырех разделов:

отчета о выполнении целевых показателей эффективности основной деятельности учреждения;

отчета о выполнении целевых показателей эффективности финансово-экономической деятельности учреждения;

отчета о выполнении целевых показателей по исполнительской дисциплине учреждения;

отчета о выполнении целевых показателей по деятельности учреждения, направленных на работу с кадрами.

Созданные при администрациях муниципальных образований комиссии оценивают эффективность деятельности учреждения и его руководителя.
На основании принятого комиссией решения, оформленного протоколом, издается распоряжение с указанием конкретного размера стимулирующей выплаты.

При введении «эффективного контракта» осуществлялась работа по конкретизации должностных обязанностей работников и отражении данной информации в трудовых договорах.

Большое внимание уделялось разработке локальных актов учреждений, отражающих вопросы совершенствования системы оплаты труда. Локальные акты учреждений по данным вопросам проходили согласование с соответствующими профсоюзными организациями или представителями трудовых коллективов.

Учреждениями культуры разработаны и утверждены критерии для оценки эффективности деятельности работников, которые учитываются при осуществлении стимулирующих выплат. Основными стимулирующими выплатами для работников учреждений являются выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы; за отличное качество выполняемых работ; премии по итогам работы.

Основанием для установления основных стимулирующих выплат являются результаты труда работника с учетом эффективности и качества выполняемой им работы.

Например, для работников ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека» стимулирование качества труда сотрудников основывается на показателях эффективности, интенсивности и качества.

Размер стимулирующих выплат работникам учреждения, период действия этих выплат и список работников, получающих данные выплаты, закрепляется приказом руководителя учреждения по представлению руководителей структурных подразделений с учетом мнения профсоюзного органа и совета трудового коллектива.

Оценка интенсивности и высоких результатов работы, качества выполняемых работ сотрудника производится администрацией на основе применения целевых показателей его работы, входящих в основу системы стимулирования и позволяющих определять размеры стимулирующих выплат.

        Целевые показатели интенсивности и высоких результатов работы, качества выполняемых работ сотрудников установлены на основе анализа и увязки между собой следующих позиций:

        целей деятельности учреждения и плановых показателей на выполнения работ (услуг) по государственному заданию;

         программы развития учреждения;

целей деятельности отдельных структурных подразделений;

характера деятельности разных категорий работников, круга их должностных обязанностей.

        Целевые показатели деятельности сотрудника отражены в личных планах работы, включены в планы работы структурных подразделений библиотеки, суммарно определены в плане работы библиотеки на год и выражены объемными показателями работы, включающей следующие показатели:

обслуживание читателей (количество пользователей, посещения, книговыдача);

формирование фонда документов и справочного аппарата;

массовая работа библиотеки;

деятельность на регион (проведение методической работы для муниципальных библиотек области; библиотечное обслуживание читателей области, включая людей с ограниченными возможностями здоровья);

научно-методическая и исследовательская работа;

акция библиотеки с привлечением детей и юношества региона

финансовая и хозяйственная деятельности библиотеки.

Показатели эффективности деятельности сотрудников находятся
в общей связи с плановыми показателями деятельности учреждения, утвержденными для стимулирования труда руководителя учреждения.

Целевые показатели устанавливаются на основе качественных показателей результата труда разных категорий сотрудников и единиц измерения показателей, оговоренных в планах работы структурных подразделений.

Во многих учреждениях культуры для установления стимулирующих выплат работникам учреждений созданы комиссии, в которые входят представители администрации, представители трудовых коллективов и профсоюза учреждения.

Таким образом, переход на «эффективный контракт» позволяет создавать условия оплаты труда в зависимости от вклада каждого работника в деятельность учреждения, повышать экономическую мотивацию работников, достигать улучшения количественных и качественных показателей деятельности учреждений культуры.

5. По Саратовской области

Согласно информации, полученной от Министерства культуры Саратовской области (далее – Министерство) работа по внедрению «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры и перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт» проводилась с 2013 года с целью повышения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг на основе повышения качества работы конкретных специалистов и ее увязки с повышением оплаты труда работников.

В рамках осуществления указанной работы Министерством проведены следующие мероприятия:

с руководителями государственных и муниципальных учреждений культуры проведена методическая и практическая работа
по вопросам внедрения эффективного контракта;

внесены изменения в положения об оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений культуры, в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг;

на основе примерной формы трудового договора, установленной Программой № 2190-р, разработаны и утверждены формы «эффективного контракта» и дополнительного соглашения к трудовому договору, в которых конкретизированы: должностные обязанности работника в соответствии с его должностью; условия оплаты труда работников; показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества выполняемых работ;

проведена разъяснительная работа по разработке системы нормирования труда в учреждениях культуры, по результатам которой государственные и муниципальные учреждения культуры утвердили положения о нормировании труда. Нормы данных положений используются при определении должностных обязанностей и объемов работ сотрудникам и закрепляются в трудовых договорах;

создана рабочая группа с участием профсоюзной организации и государственных учреждений культуры по разработке нового положения по отнесению должностей работников учреждений культуры по категориям персонала, по результатам работы комиссии приказом Министерства от 18.05.2017 № 01-11/253 утверждено новое положение по отнесению должностей работников государственных учреждений культуры Саратовской области к административно-управленческому, основному и вспомогательному персоналу по видам экономической деятельности учреждений.

Следует отметить, что в рамках осуществления ведомственного контроля Министерством регулярно проводятся плановые проверки соблюдения государственными областными учреждениями культуры требований по внедрению «эффективного контракта» и в случаи наличия замечания руководителю учреждения направляются письменные рекомендации по внесению соответствующих изменений.

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях культуры Саратовской области на «эффективный контракт» переведено 100% работников.

Приказами Министерства от 26.03.2018 № 01-11/145 «Об оплате труда руководителей государственных автономных учреждений, функции
и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство культуры Саратовской области» и от 24.03.2018 № 01-11/144
«Об утверждении Положения об установлении выплат стимулирующего характера руководителям государственных бюджетных учреждений, функции
и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство культуры Саратовской области» актуализированы критерии эффективности работы и условия установления выплат стимулирующего характера руководителей государственных учреждений культуры Саратовской области.

В целевые показатели эффективности деятельности руководителей государственных учреждений культуры Саратовской области включены результаты независимой оценки качества условий оказания услуг.

По итогам проведенной в 2017 году независимой оценки качества условий оказания услуг государственными и муниципальными учреждениями культуры Саратовская область заняла третье место в рейтинге субъектов Российской Федерации.

6. По Томской области

Согласно информации Департамента по культуре и туризму Томской области (далее – Департамент) работа по внедрению «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры и перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт» проводились с 2013 года с целью повышения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг на основе повышения качества работы конкретных специалистов и ее увязки с повышением оплаты труда работников.

Департаментом проведены следующие мероприятия:

во всех государственных и муниципальных учреждениях культуры проведена методическая работа по вопросам внедрения «эффективного контракта»;

утверждены целевые показатели и оценочная шкала эффективности деятельности работников из числа основного персонала в зависимости от качества предоставления услуг, объема деятельности учреждений, численности населения, воспользовавшегося услугами учреждения, полноты использования фонда рабочего времени, отсутствия претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей, уточнены и конкретизированы положения о структурных подразделениях учреждений и трудовые функции работников;

проведены аттестации работников, согласно графикам, утвержденным локальными актами учреждений.

Показатели эффективности деятельности, установленные в «эффективных контрактах» работников, отвечают следующим требованиям:

соответствуют принципу обеспечения увязки оплаты труда
с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

соответствуют целевым показателям деятельности учреждения, направленным на достижение показателей, утвержденных «дорожной картой», а также показателям по соотношению средней заработной платы работников учреждения к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Томской области;

содержат показатели выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ);

содержат показатели качества оказания государственных (муниципальных) услуг, показатели роста доходов от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим периодом;

отражают изменения объема деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры;

реализуют принцип роста оплаты труда в соответствии с ростом эффективности труда работников.

Также следует отметить, что в учреждениях культуры разработаны и утверждены: положения об оплате труда и премировании работников учреждения, коллективный договор, в которых учтены: целевые показатели эффективности работы руководителей учреждений, предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения за предыдущий календарный год.

С директорами государственных учреждений заключены «эффективные контракты», в которых отражены целевые показатели эффективности и результативности деятельности руководителей, размеры и условия установления стимулирующих выплат.

В «эффективных контрактах» работников конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Во всех государственных и муниципальных учреждениях культуры ежегодно проводится работа по совершенствованию целевых показателей эффективности и результативности деятельности руководителей и работников.

Для анализа и изучения опыта лучших практик внедрения «эффективного контракта» следует отметить следующие учреждения культуры Томской области:

ОГАУК «Томский областной ордена Трудового Красного Знамени театр драмы» (далее – Театр)

В Театре проведена следующая работа по переводу работников на «эффективный контракт»:

внесены изменения в положение об оплате труда работников в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг;

внедрена балльная система подсчета показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей, а также работников этих учреждений;

разработаны персональные целевые показатели эффективности деятельности в отношении работников, критерии оценки эффективности работы и условия установления выплат стимулирующего характера.

Со всеми работниками Театра заключены дополнительные соглашения, в которых установлены индивидуальные критерии качества работы и размеры стимулирующих выплат, с вновь принимаемыми работниками трудовые договора оформляются на основе принципов «эффективного контракта»;

ОГАУК «Томская областная универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина» (далее-Библиотека)

Перевод работников на «эффективный контракт» в Библиотеке осуществлялся с 2013 года на основе следующих локальных актов:

положения о системе оплаты труда работников Библиотеки;

плана мероприятий по повышению эффективности деятельности в части оказания государственных услуг (выполнении работ) на основе целевых показателей работы деятельности и совершенствованию системы оплаты труда на 2013-2018 годы («дорожная карта»).

В рамках внедрения «эффективного контракта» проведены следующие мероприятия:

с работниками Библиотеки проведено общее совещание, на котором обсуждены цели, задачи переходного периода перевода работников на «эффективный контракт», принята форма трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору), определен круг ответственных лиц и начало работы;

проведена конкретизация должностных инструкций, уточнение целевых показателей в индивидуальных планах работы каждого сотрудника Библиотеки.

Стимулирование работника с учетом выполнения показателей эффективности позволило повысить исполнительскую дисциплину и качество выполняемой работы, что в целом повлияло на качество предоставления услуг (выполнения работ) Библиотекой;

ОГАУК «Томский областной художественный музей» (далее – Музей)

В Музеи проведены следующие мероприятия по оформлению трудовых отношений с работниками учреждения при введении «эффективного контракта»:

внесены изменения в положение об оплате труда работников в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг;

разработаны критерии оценки по балльной системе по каждой должности, установлена периодичность стимулирующих выплат за квартал, условия получения выплат; заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам в связи с введением эффективного контракта и новые трудовые договоры с вновь принимаемыми работниками.

В настоящее время 100% работников переведено на эффективный контракт.

7. По Тульской области

По сообщению Министерства культуры Тульской области (далее – Министерство) работа по внедрению «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры и перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт» проводилось с 2013 года с целью повышения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг на основе повышения качества работы конкретных специалистов и ее увязки с повышением оплаты труда работников.

В рамках внедрения «эффективного контракта» Министерством проведена следующая работа:

с руководителями подведомственных учреждений культуры, искусства, кинематографии трудовые договоры заключены по типовой форме, утвержденной Постановлением № 329, в которых также закреплена обязанность руководителя по обеспечению достижения установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в регионе, что является одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера;

с работниками учреждений культуры заключение трудового договора осуществлено в соответствии с Рекомендациями № 167н и на основе примерной формы, установленной в приложении № 3 к Программе № 2190-р, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Премирование руководителей государственных учреждений культуры осуществляется в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера и формирования должностных окладов руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Тульской области, утвержденным приказом Министерства от 01.08.2014 № 115, с учетом достижения показателей эффективности деятельности государственного учреждения, предусмотренных постановлением Правительства Тульской области от 27.12.2012 № 777 «Об утверждении Методики оценки эффективности деятельности государственных учреждений».

Премирование работников учреждений культуры осуществляется в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, предусмотренным Положением об условиях оплаты труда работников государственных учреждений культуры Тульской области, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 26.10.2017 № 489.

Внедрение «эффективного контракта» способствовало личной заинтересованности работников в результатах труда, что в конечном итоге повлияло на эффективность деятельности государственных и муниципальных учреждений в целом.

Так, например, в ГУК Тульской области «Тульский государственный ордена Рудового Красного Знамени академический театр драмы имени М. Горького» (далее Театр) проведены следующие мероприятия:

утверждено Положение об условиях оплаты труда работников Театра;

утвержден План мероприятий, направленный на повышение эффективности качества услуг, предоставляемых Театром;

утвержден Перечень показателей эффективности Театра для административно-руководящего, художественно-руководящего составов и по основным категориям работников;

утверждены показатели для определения эффективности деятельности работников;

проведена разъяснительная работа с работниками по оценке эффективности труда и их целям: улучшение качества предоставляемых услуг населению (создание и публичное исполнение высокопрофессиональных спектаклей и других творческих программ) как результат эффективной и профессиональной работы Театра и каждого работника в частности; повышение уровня оплаты труда работников за эффективность и результативность работы.

В трудовом договоре с работником конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности и качества выполняемых работ и услуг для назначения стимулирующих выплат.

В целом принимаемые меры по внедрению «эффективного контракта» позволили внедрить механизм мотивации работников к повышению общей эффективности работы Театра и ответственности за результаты своего труда.

С мая 2015 года все работники Театра переведены на «эффективный контракт», с вновь принятыми работниками заключаются трудовые договоры по форме «эффективного контракта».

По развитию кадрового потенциала проводится аттестация работников, один раз в 3-5 лет работники Театра направляются на курсы повышения квалификации и на занятия в лабораториях по линии Минкультуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

В МКУК «Узловская городская централизованная библиотечная система» в соответствии с пунктом V Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на повышение эффективности сферы культуры Узловского района, утвержденного постановлением Главы Администрации муниципального образования «Узловский район» от 25.07.2013 № 848, разработаны основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт.

Одним из основных мероприятий при построении системы оплаты труда работников стало применение показателей и критериев эффективности работы.

Начиная с 2013 года проведена планомерная работа по переводу работников на «эффективные контракты».

С руководителем учреждения заключено дополнительное соглашение
к трудовому договору по типовой форме трудового договора, утвержденной Постановлением № 329, в котором отражены целевые показатели эффективности и результативности деятельности руководителей. В качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя предусмотрено соотношение средней заработной платы работников учреждения со средней заработной платой по Тульской области.

Ежеквартально проводится оценка деятельности учреждения по следующим показателями эффективности работы:

по основной деятельности учреждения и исполнительной дисциплине;

по оценке эффективности оказания муниципальных услуг;

по деятельности учреждения, направленной на работу с кадрами;

по качеству финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Все осуществляемые меры по обеспечению стимулирования труда работников ведут к увеличению количественных и качественных показателей деятельности учреждения.

Например, в МАУК «Городской концертный зал» по переводу работников учреждения на «эффективный контракт» проведены следующие мероприятия:

внесены изменения в положения об оплате труда работников в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности, в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг; 

разработаны и утверждены основные критерии и показатели оценки эффективности деятельности;

внедрена балльная система подсчета показателей эффективности деятельности муниципального учреждения культуры, а также для работников, относящихся к основному персоналу;

уточнены трудовые функции работников;

уточнены показатели эффективности деятельности, на основе которых заключены трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) с работниками.

С директором заключен «эффективный контракт» в форме дополнительных соглашений к трудовому договору, в котором отражены целевые показатели эффективности и результативности деятельности руководителя, размеры и условия установления стимулирующих выплат.  

С каждым работником заключены дополнительные соглашения, в которых конкретизированы его трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

II. Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в подведомственных федеральных учреждениях культуры

1. ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России» (далее – Историческая библиотека)

При переводе работников на «эффективный контракт» в Исторической библиотеки проводилась следующая работа:

с работниками Исторической библиотеки проведено общее совещание, на котором обсуждены цели, задачи перевода работников на «эффективный контракт»;

на основании функциональной карты видов профессиональной деятельности (описания трудовых действий) проведена оценка эффективности профессиональной деятельности работников учреждения в рамках выполнения ими должностных обязанностей;

разработано Положение об оплате труда и премировании работников Исторической библиотеки, которым определен состав заработной платы работников согласно системе «эффективного контракта».

разработаны показатели эффективности деятельности по категориям работников;

определен порядок осуществления выплат стимулирующего характера;

разработаны методики расчета оценки эффективности деятельности работников Исторической библиотеки.

При переходе на «эффективный контракт» в Исторической библиотеке учитывались нормы, предусмотренные локальными нормативными актами учреждения и соглашениями, определяющие:

систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), доплат, надбавок);

целевые показатели эффективности деятельности учреждения, установленные государственным заданием;

условия труда работников;

режим рабочего времени и времени отдыха;

штатное расписание Исторической библиотеки.

Кроме того, в целях повышения эффективности труда и оптимизации управления трудовыми ресурсами в Исторической библиотеке разработана система нормирования труда, основными целями и задачами которой являлось повышение производительности труда и оптимизации управления трудовыми ресурсами путем эффективного построения технологического процесса. Нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы Исторической библиотеки в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами.

По итогам проведенной работы на основе примерной формы трудового договора, установленной Программой № 2190-р, были заключены дополнительные соглашения («эффективные контракты») со всеми сотрудниками Библиотеки, в которых указаны их трудовые функции, оплата труда (с указанием всех стимулирующих и компенсационных выплат), режим работы и отдыха, социальные гарантии.

2. По ФГБУ «Российская национальная библиотека» (далее – РНБ)

Наиболее активная работа по введению эффективного контракта в РНБ проводилась в 2014 - 2015 годах:

разработаны критерии эффективности деятельности работников;

конкретизированы рабочие функции работников;

созданы рабочие группы по разработке показателей эффективности работников;

скорректирован перечень стимулирующих надбавок и повышающих коэффициентов;

установлены показатели эффективности профессиональной деятельности работников;

определена методика оценки показателей эффективности работы работников;

предусмотрен порядок расчета выплат стимулирующего характера;

внесены изменения в трудовые договоры работников РНБ, уточнены обязанности в должностных инструкциях, конкретизирующие должностные функции работников РНБ;

для объективной оценки эффективности деятельности работников РНБ создана комиссия по анализу оценки эффективности деятельности работников;

утверждены приказы от 25.11.2016 № 342/2 «О проведении мероприятий по внедрению нормирования труда в федеральном государственном бюджетном учреждении «Российская национальная библиотека», от 09.11.2017 № 289 «Об утверждении Положения о системе нормирования труда в федеральном государственном бюджетном учреждении «Российская национальная библиотека»;

утвержден план работ по нормированию труда.

На этом работа по введению эффективного контракта не прекратилась, рабочие группы продолжили свою деятельность, совершенствуя систему оплаты труда РНБ (анализировался опыт применения новой системы оплаты труда, готовились предложения по ее совершенствованию).

Итогом проведенной работы и последним этапом введения эффективного контракта в РНБ стало издание нового Положения об оплате труда работников, утвержденное приказом РНБ от 26.10.2017 № 272.

В 2017 году в РНБ был завершен поэтапный переход работников на «эффективный контракт».

Введение эффективного контракта в РНБ позволило регулировать оплату труда работников РНБ в зависимости от квалификации и сложности выполняемой работы, качества оказываемых государственных услуг, способствовало выполнению в полном объеме государственного задания, эффективному расходованию субсидий, выделенных из федерального бюджета для выполнения государственного задания, бесперебойному обслуживанию пользователей РНБ, повышению производительности труда работников РНБ.

3. ФГБУК «Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета» (далее – Театр)

В целях перевода работников Театра на «эффективный контракт» проведены следующие мероприятия:

в целях разработки показателей эффективной работы сотрудников Театра по внедрению «эффективных контрактов» сформирована комиссия;

рассмотрены и согласованы показатели эффективности для каждого структурного подразделения;

со всеми работниками Театра проведена разъяснительная работа по вопросам внедрения эффективного контракта;

разработаны индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с работниками на основе утвержденной примерной формы трудового договора с использованием показателей и критериев эффективности деятельности работников Театра.

В «эффективных контрактах» конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества выполняемых работ.

С учетом выполненных мероприятий в 2017 году завершена работа по переводу работников Театра на «эффективный контракт», который позволит мотивировать сотрудников на достижение более высоких результатов в профессиональной деятельности, что повлияло на качество предоставления услуг.

4. ФГБУК «Московский государственный академический камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского» (далее – Музыкальный театр)

В целях реализации мер по переходу на «эффективный контракт» в Музыкальном театре проведены следующие мероприятия:

с сотрудниками Музыкального театра проведена разъяснительная работа по вопросам совершенствования системы оплаты труда с учетом введения «эффективного контракта»;

разработана и введена форма «эффективного контракта» (дополнительного соглашения к действующему трудовому договору);

разработаны и введены в отношении работников Музыкального театра персональные целевые показатели эффективности деятельности; критерии оценки эффективности работы и условия установления выплат стимулирующего характера, а также конкретизированы трудовые обязанности работников.

с работниками Музыкального театра заключены дополнительные соглашения, в которых установлены индивидуальные критерии качества работы и размеры стимулирующих выплат, со вновь принятыми работниками заключаются трудовые договоры на основе примерной формы «эффективного контракта» (Приложение № 3 к Программе № 2190-р).

Премии по выполнению показателей эффективности выплачиваются работникам на основании представленных отчетных данных по выполнению показателей эффективности деятельности по каждому работнику за отчетный период.

Комплекс мероприятий, проведенных в Музыкальном театре, позволил достигнуть улучшения количественных и качественных показателей деятельности театра.

Разработанные показатели положительно влияли на эффективность деятельности учреждения и качество предоставляемых услуг, а также способствовали повышению заинтересованности работников в результате работы.

5. ФГБУК «Национальный филармонический оркестр России» (далее – Оркестр)

В целях перевода работников на «эффективные контракты» в Оркестре проведены следующие мероприятия:

организована работа по разъяснению вопросов, связанных с внедрением «эффективного контракта» и совершенствованием системы оплаты труда, в ходе которой сотрудникам дана информация об основных этапах перехода на «эффективный контракт», изменениях структуры и размера их заработной платы и условиях изменения их труда;

создана комиссия по определению степени выполнения показателей эффективности деятельности работников;

утверждены формы оценочных листов по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности;

разработаны целевые показатели эффективности деятельности работников учреждения, критерии оценки эффективности работы и условия установления выплат стимулирующего характера;

утверждены дополнения в Положение об оплате труда
и премировании, содержащие целевые показатели эффективности деятельности работников, критерии оценки эффективности работы и условия установления выплат стимулирующего характера;

утверждены целевые показатели эффективности деятельности для каждой должности.

В ходе реализации мероприятий по внедрению «эффективного контракта» со всеми работниками заключены дополнительные соглашения к действующему трудовому договору, включающее в себя показатели эффективности его работы, критерии оценки эффективности деятельности работника и условия осуществления выплат стимулирующего характера.

В настоящее время перевод работников Оркестра на «эффективный контракт» учреждения завершен.

Внедрение «эффективного контракта» позволило существенно повысить мотивацию сотрудников, их заинтересованность в повышении качества выполняемой работы, ответственность как за результаты своего труда, так и результаты работы оркестра в целом, что не может не способствовать повышению общей эффективности работы оркестра.

6. ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический» (далее Музей)

В целях перевода работников на «эффективные контракты» в Музее проведены следующие мероприятия:

утверждены показатели оценки эффективности труда работников Музея;

пересмотрены и уточнены должностные инструкции работников;

увеличена «фиксированная» часть заработной платы всех категорий работников путем повышения размеров должностных окладов;

утверждено Положение о комиссии по рассмотрению и согласованию премиальных выплат работникам Музея;

в отношении каждого работника уточнены и конкретизированы его трудовая функция, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда, а также выплаты компенсационного характера.

Также Музеем проведена работа по внедрению систем нормирования труда, в рамках которых проведены следующие мероприятия:

разработан и утвержден план мероприятий по внедрению норм труда;

утвержден перечень должностей, подлежащих проведению фотографии рабочего времени;

создана комиссия по проведению хронометража рабочего времени на работы, не предусмотренные в типовых, отраслевых нормах;

согласовано с профсоюзным комитетом и утверждено Положение о нормирование труда;

утверждены карты самофотографирования рабочего времени сотрудников.

Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности Музея и повышения качества предоставляемых услуг с учетом указанных изменений утверждены Положение о комиссии по рассмотрению и согласованию премиальных выплат работникам Музея, показатели оценки эффективности труда работников Музея, пересмотрены и уточнены должностные инструкции работников, увеличена «фиксированная» часть заработной платы всех категорий работников путем повышения размеров должностных окладов.

В отношении каждого работника были уточнены и конкретизированы его трудовая функция, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда, а также выплаты компенсационного характера.

По итогам проведенных мероприятий с работниками Музея заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, работа по внедрению «эффективного контракта» завершена.

7. По ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (далее – Музей-заповедник)

В целях реализации мер по переходу на «эффективный контракт» в Музее-заповеднике проведены следующие мероприятия:

рабочей группой разработаны показатели эффективности деятельности работников Музея-заповедника по каждой должности;

утверждено изменение в Положение об оплате и стимулировании труда работников Музея-заповедника, регулирующее процедуру премирования за отчетный период в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников Музея-заповедника.

конкретизированы условия оплаты труда, индивидуальные показатели и критерии оценки эффективности деятельности конкретного работника Музея-заповедника для назначения стимулирующих выплат.

С работниками Музея-заповедника заключены дополнительные соглашения с конкретизацией трудовой функции, условий оплаты труда, индивидуальными показателями и критериями оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат, с вновь принимаемыми работниками заключаются трудовые договора на основе принципов «эффективного контракта», с конкретизацией трудовых функции и условий оплаты труда.

Практика применения качественных и количественных показателей при оценке эффективности деятельности работников показала положительную динамику эффективности работы сотрудников и Музея в целом.

8. По ФГБУК «Тульский государственный музей оружия» (далее – Музей)

В целях реализации мероприятий «дорожной карты», направленной на повышение эффективности деятельности Музея, издан приказ от 29.07.2016 № 282/16 «О введении эффективного контракта», согласно которому:

утвержден план мероприятий по организации и внедрению «эффективного контракта»;

утвержден состав комиссии;

определены сроки перевода работников на «эффективный контракт»;

Приказом от 15.09.2016 № 353/16 утверждено Положение об аттестации работников Музея.

Приказом от 26.09.2016 № 367/16 о проведении плановой аттестации работников Музея утверждены списки сотрудников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации.

В ходе проведения аттестации работников Музея профессиональные и квалификационные характеристики оценивались с учетом требований, предъявляемых, в том числе к профессиональным стандартам (по должностям и профессиям, утвержденным на дату проведения аттестации).

Приказом от 31.10.2016 № 404/16 утверждено Положение по оплате и стимулированию труда работников Музея, которым определены:

размеры должностных окладов;

порядок и условия установления выплат компенсационного характера;

порядок и условия выплат стимулирующего характера;

условия оплаты труда директора музея, его заместителей и главного бухгалтера;

условия оплаты труда работников кафе;

индивидуальные условия труда отдельных работников;

формирование фонда оплаты труда.

Структура заработной платы работников и в целом фонда оплаты труда формирована с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений и составила: оклады − 52,2%; компенсационные выплаты − 3,3%, оставшаяся часть − стимулирующие выплаты.

Показатели и критерии оценки эффективности деятельности сотрудников Музея разработаны по каждой конкретной должности, утверждены приказом от 11.11.2016 № 415 и включены в «эффективные контракты» сотрудников.

Итоги работы сотрудников оцениваются ежемесячно по утвержденным критериям и количеству баллов, соответствующих каждому критерию. Размер премии рассчитывается пропорционально количеству баллов.

С учетом Рекомендаций № 167-н подготовлен проект «эффективного контракта» (дополнительного соглашения к трудовому договору) по каждому сотруднику Музея.

Перевод сотрудников на «эффективный контракт» осуществлялся с учетом мнения первичной профсоюзной организацией музея.

По состоянию на 01.01.2017 года все сотрудники музея переведены на «эффективный контракт», с вновь принимаемыми работниками трудовые договора оформляются на основе принципов «эффективного контракта».

III Заключение

Согласно анализу лучших практик внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры в результате комплекса проведенных мероприятий по внедрению и переводу работников на «эффективный контракт» следует отметить следующие положительные аспекты:

стимулирование работника с учетом выполнения показателей эффективности позволило повысить исполнительскую дисциплину и качество выполняемой работы, что в целом повлияло на качество предоставления услуг (выполнения работ);

повышена мотивация работников учреждений культуры к добросовестному исполнению работы и качественному оказанию ими услуг (выполнения работ);

обеспечено стимулирование уровня квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);

сформирована гибкая и эффективная система управления персоналом;

индивидуальный подход к оценке результатов работы каждого сотрудника позволил в итоге достичь достаточно высоких результатов работы всего учреждения.

В комплексе указанные результаты обеспечивали устойчивое развитие организации труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры, что, в свою очередь, повышает престижность и привлекательность работы в учреждениях культуры, а также конкурентоспособность учреждений культуры.

Письмо от 20.06.2018

Приложение к письму от 20.06.2018

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации