instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры за 2015 год и I квартал 2016 года

Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждениях культуры за 2015 год и I квартал 2016 года

В целях реализации пункта 18 приложения 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа № 2190-р), и пункта 10 Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606–р (далее – распоряжение № 2606-р), Минкультуры России проведен анализ информации о практике внедрения «эффективного контракта» в учреждений культуры за 2015 год и I квартал 2016 года.

По информации, полученной от субъектов Российской Федерации и подведомственных федеральных учреждений культуры, в государственных (муниципальных) учреждениях культуры проводилась планомерная работа по переводу работников учреждений на «эффективный контракт», согласно которой:

во всех государственных (муниципальных) учреждениях культуры проведена разъяснительная работа по вопросам внедрения эффективного контракта;

уточнялись и конкретизировались положения о структурных подразделениях учреждений и трудовые функции работников;

корректировались показатели эффективности деятельности, на основе которых заключались трудовые договоры (дополнительные соглашения
к трудовому договору) с работниками;

перевод работников на «эффективный контракт» осуществлялся с учетом проведения аттестации работников, согласно графикам, утвержденным локальными актами учреждений;

осуществлялось дальнейшее совершенствование системы оплаты труда путем внесения изменений в действующие положения об оплате труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в части установления стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Для анализа и изучения опыта лучших практик внедрения «эффективного контракта» определены 6 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан; Астраханская область; Белгородская область; Кировская область; Тульская область; Ямало-Ненецкий автономный округ) и ряд подведомственных федеральных учреждений культуры, обеспечивших наибольший рост средней заработной платы работников учреждений культуры:

ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»;

ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник»;

ФГБУК «Государственный Русский музей»;

ФГБУК «Российская государственная детская библиотека»;

ФГБУК «Государственный академический Малый театр России».

Информация по указанному вопросу ежегодно размещается на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах: Главная> Министерство> Департаменты> Департамент экономики и финансов> Новости.

I. Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры субъектов Российской Федерации

1. По Республике Башкортостан

В рамках внедрения «эффективного контракта» проведены следующие мероприятия:

создана рабочая группа по внедрению «эффективного контракта» в учреждениях культуры республики;

руководителям учреждений дано поручение по обеспечению проведения мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений в связи с введением «эффективного контракта» с соблюдением требований трудового законодательства Российской Федерации о необходимости уведомления работников за 2 месяца об изменении определенных сторонами условий трудового договора;

руководителям даны рекомендации об установлении показателей эффективности работников, которые должны основываться на показателях и индикаторах Государственной программы «Развитие культуры и искусства Республики Башкортостан», региональной «дорожной карты», ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями культуры и искусства, находящимися в ведении Минкультуры Республики Башкортостан;

проведен Республиканский семинар «Внедрение «эффективного контракта» в учреждениях культуры, искусства и кинематографии Республики Башкортостан» для руководителей и работников отделов культуры администраций муниципальных образований республики и государственных и муниципальных учреждений сферы культуры;

утверждены примерные показатели эффективности деятельности подведомственных учреждений Минкультуры Республики Башкортостан и муниципальных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категогиям работников;

на основаниии приказа от 10.05.2016 № 137 «О создании комиссии при Министерстве культуры Республики Башкортостан по изучению и анализу практик внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры Республики Башкортостан» организована работа по изучению ситуации по внедрению «эффективного контракта» за 2013 – 2015 годы в разных типах учреждений;

проведен выборочный анализ документов, регламентирующих организацию и оплату труда по разным типам государственных учреждений культуры; музеев, общедоступных библиотек, домов культуры и клубов муниципальных учреждений культуры.

В учреждениях культуры Республики Башкортостан «эффективный контракт» введен в форме трудового договора, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

На уровне каждого муниципального района (городского округа) республики разработаны и утверждены основные критерии и показатели оценки эффективности деятельности по направлениям в целом (библиотечное, музейное дело, культурно-досуговая деятельность), внедрена балловая система подсчета показателей эффективности деятельности учреждений, а также для работников, относящихся к основному персоналу.

В отношении каждого работника были уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Обязательным условием разработки критериев оценки труда стало недопущение двойного толкования или дублирования действующих должностных обязанностей работников. Условия получения вознаграждения, были разработаны работодателями, согласованы с профсоюзными комитетами и доведены до каждого работника.

2. По Астраханской области

В целях внедрения «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры Астраханской области проведены следующие мероприятия:

утвержден перечень критериев оценки эффективности и результативности деятельности руководителей государственных (автономных и бюджетных) учреждений, находящихся в ведении министерства;

со всеми директорами государственных учреждений области заключены «эффективные контракты» в форме дополнительных соглашений к трудовым договорам, в которых отражены целевые показатели эффективности и результативности деятельности руководителей, размеры и условия установления стимулирующих выплат.

Работники государственных и муниципальных учреждений культуры до конца 2016 года будут полностью переведены на «эффективные контракты». В «эффективных контрактах» конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Во всех государственных и муниципальных учреждениях культуры продолжается работа по совершенствованию целевых показателей эффективности и результативности деятельности руководителей и работников.

В целях повышения позитивного имиджа и уровня значимости учреждений культуры для освоения передовых технологий необходимы владеющие высокой квалификацией и профессионализмом работники культуры.

В учреждения культуры области принимаются сотрудники, соответствующие квалификационным требованиям, установленным квалификационными характеристиками должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н для их дальнейшего перевода на профессиональные стандарты.

Работники учреждений культуры ежегодно проходят повышение квалификации. Так, в 2015 году повысили свою квалификацию 182 сотрудника.

Постановлением Правительства Астраханской области от 27.11.2015 № 586-П утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Астраханской области, подведомственных Министерству культуры и туризма Астраханской области, осуществляющих библиотечную, музейную деятельность.

Установленные положением нормы позволяют реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от сложности труда и квалификации работников.

Работнику учреждения предусматривается установление следующих выплат стимулирующего характера к окладу:

- персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу);

- доплата за квалификационную категорию;

- надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ;

- ежемесячная надбавка за выслугу лет;

- надбавка за почетное звание, научную степень (ученую степень);

- доплата за работу в сельской местности;

- премиальные выплаты (поощрения) по итогам работы;

- надбавка за знание и применение иностранного языка.

Выплаты стимулирующего характера работникам учреждений устанавливаются приказом по учреждению с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

При определении видов и размеров стимулирующих выплат учитывается:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующий период;

инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

участие в выполнении особо важных работ и мероприятий.

Вышеперечисленные меры по обеспечению стимулирования труда работников учреждений культуры ведут к улучшению количественных и качественных показателей деятельности учреждений, а также способствуют росту заработной платы сотрудников.

3. По Белгородской области

В соответствии с приказом Управления культуры области от 14.02.2014
№ 75 «Об исполнении перечня поручений по реализации Послания Президента РФ ФС РФ от 12 декабря 2013 года» все руководители и работники учреждений культуры области переведены на «эффективный контракт». В трудовые договоры («эффективные контракты») включены показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение результатов труда.

Во исполнении региональной «дорожной карты», приказами Управления культуры Белгородской области ежегодно утверждаются целевые показатели эффективности деятельности государственных учреждений культуры и их руководителей.

Показатели эффективности деятельности руководителя учреждения характеризуют:

- основную деятельность учреждения;

- финансово-экономическую деятельность, исполнительскую дисциплину учреждения.

В показателях эффективности деятельности руководителей учитываются:

- изменение квалификационного уровня работников;

- укомплектованность учреждения работниками, непосредственно оказывающими услуги;

- заполняемость штатной численности персонала в течение года;

- использование в работе учреждений культуры современных технологий;

- обеспечение комплексной безопасности учреждения;

- оснащенность учреждения помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, необходимыми для качественного оказания услуг;

- удовлетворенность граждан доступностью и качеством предоставления услуг;

- популяризация деятельности учреждения;

- осуществление мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений в связи с введением «эффективного контракта»;

- проведение особо значимых (крупномасштабных) мероприятий (фестивалей, конкурсов, выставок, литературных чтений и других мероприятий, определенных оценочной комиссией).

Одним из целевых показателей эффективности деятельности руководителей учреждений культуры определено соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40%.

Показатели эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников позволяют комплексно и объективно оценивать результаты работы по удовлетворению граждан качеством и количеством предоставленных услуг в сфере культуры, а также по стимулированию к повышению профессионального уровня работников учреждения.

Показатели эффективности отвечают следующим требованиям:

- соответствуют принципу обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

- соответствуют целевым показателям деятельности учреждения, направленным на достижение показателей, утвержденных «дорожной картой», а также показателям по соотношению средней заработной платы работников учреждения и средней заработной платы в регионе;

- содержат показатели выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ); показатели качества оказания государственных услуг; показатели роста доходов от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим периодом;

- отражают изменения объема деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры (за год, полугодие, квартал, месяц);

- характеризуют расширение (обновление) номенклатуры предоставляемых населению услуг (за те же периоды);

- реализуют принцип роста оплаты труда в соответствии с ростом эффективности труда работников.

Проведение оценки эффективности деятельности учреждений, их руководителей осуществляется на основании отчетности учреждений, сведений и других документов, образуемых в ходе осуществления учреждениями своей деятельности, а также данных, полученных по результатам опросов, анализа открытых источников информации и иными способами проведения данной оценки.

Руководителями государственных (муниципальных) учреждений культуры утверждены целевые показатели и оценочная шкала эффективности деятельности работников из числа основного персонала в зависимости от качества предоставления услуг, объема деятельности, численности населения, воспользовавшегося услугами учреждения, полноты использования фонда рабочего времени, отсутствия претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей. Целевые показатели эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, их руководителей и работников из числа основного персонала размещены на сайтах учреждений культуры области.

Оплата труда работников учреждений культуры установлена в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг и эффективности деятельности работников по заданным руководителем учреждения критериям и показателям.

В 2014 году в государственные (муниципальные) учреждения культуры области направлены методические рекомендации о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры области.

Процесс аттестации работников культуры в муниципальных районах и городских округах проходил системно и планомерно.

В ходе подготовки к аттестации всеми управлениями культуры администраций муниципальных образований своевременно изданы соответствующие приказы, утверждены Положения о порядке проведения аттестации и составы аттестационных комиссий, графики и списки работников, подлежащих аттестации. Проведена аттестация 100% работников учреждений культуры.

В 2015 году прошли повышение квалификации, переподготовку, (по итогам которых выдается документ установленного образца) 1499 специалистов, работающих в государственных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, учреждениях дополнительного образования детей и образовательных учреждений в сфере культуры.

4.По Кировской области

Департаментом культуры Кировской области разработаны Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности работников областных государственных учреждений, подведомственных департаменту культуры Кировской области и по разработке органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений.

В связи с реорганизацией в форме слияния Департамента культуры Кировской области и Управления по делам архивов Кировской области и образованием Министерства культуры Кировской области приказом от 29.07.2015 № 71 утверждено Положение о порядке осуществления выплат стимулирующего и иного характера руководителям областных государственных учреждений, подведомственных Министерству, которым:

установлен перечень критериев оценки эффективности и результативности деятельности руководителей государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства;

утверждено положение и состав постоянно действующей комиссию по установлению оплаты труда руководителей областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Кировской области.

Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Положением разделены на: постоянные и переменные.

Стимулирующие выплаты постоянного характера устанавливаются при наличии у работников оснований для их установления:

за стаж непрерывной работы;

за наличие квалификационной категории (классности);

за наличие ученой степени или почетного звания;

за работу в учреждениях (структурных подразделениях), расположенных в сельских населенных пунктах;

повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности.

Переменные стимулирующие выплаты учитывается за выполнение работником установленных для занимаемой им должности показателей эффективности деятельности:

персональный повышающий коэффициент к окладу;

выплата за интенсивность и высокие результаты работы;

выплата за качество выполняемых работ;

премиальные выплаты по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, год).

Меры по обеспечению стимулирования труда работников учреждений культуры, ведут к улучшению количественных и качественных показателей деятельности учреждений, а также способствуют росту заработной платы сотрудников.

Со всеми директорами государственных учреждений области заключены «эффективные контракты» в форме дополнительных соглашений к трудовым договорам, в которых отражены целевые показатели эффективности и результативности деятельности руководителей.

В качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при осуществлении стимулирующих выплат предусмотрено выполнение установленного соотношения средней заработной платы возглавляемого им учреждения культуры со средней заработной платой по экономике в Кировской области. Конкретизированы показатели и критерии оценки деятельности руководителя, размеры и условия установления стимулирующих выплат. Также включен пункт о представлении руководителями в установленном порядке сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Завершена работа по переводу работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству, на «эффективные контракты» в соответствии с примерной формой трудового договора, установленной Программой № 2190-р.

По состоянию на 01.06.2016 работа по переходу на «эффективный контракт» полностью завершена в 35 муниципальных образованиях области. В оставшихся 7 муниципалитетах данная работа будет завершена к 01.07.2016 года.

5.По Тульской области

В рамках мероприятий по переводу работников на «эффективный контракт» проведена следующая работа.

Положением об условиях оплаты труда работников государственных учреждений культуры Тульской области работникам культуры предусмотрено установление повышающих коэффициентов к окладам.

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного сотрудника с учетом результатов его работы.

В учреждениях культуры разработаны и утверждены: Положения об оплате труда и премировании работников учреждения, Коллективный договор, с учетом:

- соблюдения кратности средней заработной платы руководителя учреждения к средней заработной плате работников не более 8;

- соблюдения критериев, установленных к окладам заместителей руководителей структурных подразделений учреждений - на 5 – 10% ниже окладов соответствующих руководителей;

- соблюдения критериев, установленных к окладам заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера - на 10 - 50 % ниже оклада руководителя;

- соблюдения доли фонда оплаты труда административно–управленческого и вспомогательного персонала в общем фонде оплаты труда учреждения не более 40%;

- установления базовых окладов по профессиональным квалификационным группам (ПКГ) и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням ПКГ согласно приказам Минздравсоцразвития России;

- выравнивания окладной части по должностям, отнесённым к одной ПКГ.

Со всеми руководителями государственных учреждений культуры Тульской области заключены «эффективные контракты».

Премирование руководителей государственных учреждений культуры осуществляется в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера и формирования должностных окладов руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Тульской области, утвержденным приказом от 01.08.2014 № 115, на основании достижения показателей эффективности деятельности государственного учреждения.

Ежеквартально проводится оценка деятельности учреждений по следующим показателями эффективности работы:

- критерии по основной деятельности государственного учреждения и исполнительной дисциплине;

- критерии по оценке эффективности оказания государственных услуг (исполнения государственных функций, выполнения работ);

- критерии по деятельности государственного учреждения, направленной на работу с кадрами;

- критерии по качеству управления имуществом государственного учреждения;

- критерии по качеству финансового менеджмента.

Пример практики внедрения «эффективного контракта» в
ГУК Тульской области «Тульский государственный ордена Рудового Красного Знамени академический театр драмы имени М. Горького» (ГУК ТО «Тульский академический театр драмы»)

В рамках перехода на «эффективный контракт» проведена следующая работа:

утвержден План мероприятий, направленных на повышение эффективности качества услуг, предоставляемых ГУК ТО «Тульский академический театр драмы»;

утвержден Перечень показателей эффективности ГУК ТО «Тульский академический театр драмы» для административно-управленческого, художественного составов и по основным категориям работников;

утверждены показатели для определения эффективности деятельности работников.

Руководители административно-управленческого и художественного персонала провели разъяснительную работу с работниками, обратив внимание на то, что оценка эффективности труда вводится с двумя взаимосвязанными целями:

- улучшение качества предоставляемых услуг населению (создание и публичное исполнение высокопрофессиональных спектаклей и других творческих программ) как результат эффективной и профессиональной работы театра и каждого работника в частности;

- повышение уровня оплаты труда работников за эффективность и результативность работы;

приказом по театру от 19.08.2015 № 85-а утверждено Положение об условиях оплаты труда работников театра.

Нормы, установленные данным Положением и Положением о выплатах стимулирующего характера и социальных выплатах работникам театра (приложение № 4 к Коллективному договору) позволяют реализовывать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемой работы, соответствию оплаты труда работников и качеству выполняемых работ и услуг.

С мая 2015 года все работники театра переведены на «эффективный контракт».

В трудовом договоре с работником конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности и качества выполняемых работ и услуг для назначения стимулирующих выплат.

В целом принимаемые меры по внедрению «эффективного контракта» позволяют внедрять механизм мотивации работников к повышению общей эффективности работы театра и ответственности за результаты своего труда.

По развитию кадрового потенциала проводится аттестация работников: один раз в 3-5 лет, работники театра направляются на курсы повышения квалификации, а также на занятия в лабораториях по линии Минкультуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

6. По Ямало-Ненецкому автономному округу

Департаментом культуры Ямало-Ненецкого автономного округа работа по внедрению «эффективного контракта» в государственных (муниципальных) учреждениях культуры и перевод работников учреждений культуры на «эффективный контракт» проводится с 2013 года.

Также проводятся обучающие мероприятия с руководителями государственных учреждений культуры и руководителями муниципальных органов управления культуры в автономном округе по вопросам внедрения «эффективного контракта», данный вопрос был освещён на расширенных заседаниях Коллегии Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа.

С целью установления показателей эффективности деятельности от федерального уровня до конкретного работника приказами департамента культуры утверждены перечни показателей эффективности деятельности работников государственных учреждений сферы культуры по направлениям деятельности, которые в качестве методических рекомендаций направлены в муниципальные образования автономного округа.

Со всеми руководителями государственных (муниципальных) учреждений культуры автономного округа заключены трудовые договоры, соответствующие установленным требованиям.

На 01.01.2016 с 92% работниками учреждений сферы культуры заключены «эффективные контракты» с применением типовой формы трудового договора. Данную работу планируется завершить в 2016 году.

Переход на «эффективный контракт» с работниками учреждений культуры позволяет оценить вклад каждого работника в общий процесс развития отрасли «Культура», совершенствования оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг.

II. Информация о практике внедрения «эффективного контракта» в подведомственных федеральных учреждениях культуры

1. По ФГБУК «Государственный академический Малый театр России»(далее - Театр)

В Театре проведены следующие мероприятия по переводу сотрудников на «эффективные контракты».

Для разработки показателей эффективной работы сотрудников Театра основной категории и внедрению «эффективных контрактов», приказом по Театру в мае 2015 г. была сформирована комиссия.

В структурных подразделениях Театра была организована разъяснительная работа по вопросам совершенствования системы оплаты труда, трудовые договоры с сотрудниками, относящимися к категории основного персонала, дополнены соглашениями, включающими показатели и критерии эффективной деятельности.

Показатели эффективности для каждого структурного подразделения и форма «эффективного контракта» (дополнительного соглашения к действующему трудовому договору), разработанные в Театре, были рассмотрены и согласованы на заседаниях комиссии и утверждены приказами по Театру.

Вопросы по введению «эффективного контракта» обсуждались на планерках, совещаниях с руководителями структурных подразделений, собраниях трудовых коллективов структурных подразделений, проводилась индивидуальная разъяснительная работа с работниками Театра. Локальные акты с показателями эффективности проходили обязательное согласование с профсоюзной организацией.

В ходе проводимых обсуждений и совещаний стали более гибкими и понятными особенности организации трудового процесса в целом по Театру и в отношении каждого структурного подразделения в частности.

Проводимая работа еще раз подтвердила специфику организации производительности труда в театральной деятельности (сложность и количество выполняемой работы каждым работником (основной персонал), с учетом как процесса исполнительского (в части выступлений в постановках), так и производственного (в части изготовления и оформления сценического реквизита и костюмов, работы гримеров и т.п.).

В связи с этим для учета объема выполняемых работ/услуг работниками Театра, было принято решение о введении понятия «примерной нормы занятости», определяемой для конкретного учетного периода, что обусловлено следующим.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

Объем предполагаемой работы сотрудников Театра напрямую зависит от доведенного государственного задания учредителя и наличия/отсутствия деятельности сверх установленного государственного задания в соответствии с Уставом.

В Театре в части обеспечения нормирования труда за основу руководителем подразделения определяется работнику соответствующее задание, которое устанавливается в зависимости от уровня квалификации и наличия объемов работ для подразделения в текущем учетном периоде, согласно госзаданию.

Введение «эффективного контракта» осуществлялось с учетом конкретизации должностных обязанностей работников в должностных инструкциях и дополнительных соглашениях.

Для определения условий оплаты труда в связи с разработкой показателей оценки эффективности деятельности и необходимостью введения «эффективного контракта» приказом по Театру утверждена новая редакция Положения об оплате труда работников.

Все перечисленные мероприятия позволяют реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемой работы, устанавливать более тесную взаимосвязь оплаты труда работников с качеством выполняемых работ и услуг.

По состоянию на 01.06.2016 заключено 216 дополнительных соглашений к трудовым договорам и трудовые договоры по форме «эффективного контракта», что составляет 60% от общей численности основного персонала.

В целом принимаемые меры по внедрению «эффективного контракта» позволяют внедрять механизм мотивации работников к повышению общей эффективности работы Театра и ответственности за результаты своего труда.

В настоящее время в Театре продолжается планомерная работа по совершенствованию системы критериев и показателей эффективности деятельности работников и переводу их на «эффективный контракт». Согласно графику окончательный перевод всех работников на «эффективный контракт» запланирован на конец 2016 года.

2. По ФГБУК «Российская государственная детская библиотека» (далее - РГДБ)

Переход на «эффективный контракт» в РГДБ происходил на основании проведенной аттестации работников библиотеки, государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ), должностных инструкций работников и Плана мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности деятельности РГДБ оказания государственных услуг (выполнения работ) на 2013 год и на период до 2018 года.

С целью поощрения работников за общие результаты труда были разработаны показатели и критерии оценки итогов работы сотрудников, создана рабочая группа по рассмотрению и утверждению вознаграждений персонально в отношении каждого конкретного работника в зависимости от достижения им максимального количества показателей и критериев.

На основании должностных инструкций в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) были отражены трудовые обязанности сотрудников РГДБ, конкретизированы условия оплаты труда.

С 2014 года постепенно со всеми работниками библиотеки были заключены дополнительные соглашения в соответствии с установленной формой примерного трудового договора, в которых были отражены все необходимые условия.

Для повышения эффективности деятельности РГДБ ежегодно с работниками библиотеки заключаются дополнительные соглашения
к трудовым договорам, в которых указываются показатели на текущий год в соответствии с полученным и утвержденным государственным заданием на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ) РГДБ.

3. По ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» (далее - Музей)

С целью внедрения «эффективного контракта» в Музее разработаны следующие локальные акты учреждения:

приказ от 20.10.2015 № 675-П «О введении с 01.01.2016 года эффективного контракта и заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам»;

приказ от 23.10.2015 № 687-П «Об установлении показателей и критерий оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат по итогам работы за месяц, квартал, год, в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг» с учетом порядка и условий материального стимулирования работников, а также показателей для определения размера надбавки за интенсивность и высокие результаты работы;

приказ от 31.12.2015 № 898-П «Об установлении порядка выплат ежеквартальных премий по выполнению показателей эффективности деятельности работников»;

приказ от 31.12.2015 № 897-П «О создании комиссия по определению оценки эффективности труда работников Новгородского музея-заповедника»;

внесены соответствующие изменения в Коллективный договор.

Проведена разъяснительная работа с работниками о преимуществах «эффективного контракта».

За 2 месяца (до 01.11.2015 года) работники Музея были письменно уведомлены о введении «эффективного контракта», а также ознакомлены с показателями и критериями оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат по итогам работы (за месяц, квартал, год).

На основе формы трудового договора, установленной Программой
№ 2190-р, разработана и утверждена редакция «эффективного контракта» и дополнительного соглашения к трудовому договору, в которых конкретизированы: должностные обязанности работника Музея в соответствии с его должностью; условия оплаты труда работников Музея; показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг.

С 01.01.2016 с работниками заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, с вновь принятыми работниками заключаются трудовые договоры, согласно утвержденной редакции на основе «эффективного контракта».

4. По ФГБУК «Государственный Русский музей» (далее - Русский музей)

Во исполнение мероприятий, предусмотренных в «дорожной карте» и в рамках основных мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, Русским музеем осуществлены следующие мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда:

утверждено Положение «Об оплате труда», в котором конкретизированы условия выплат по окладам, компенсационным выплатам в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, стимулирующим выплатам (в том числе круг работников, на которых распространяется та или иная выплата, условия начисления стимулирующих выплат, конкретные размеры отдельных видов стимулирующих выплат);

утверждено Положение «О премировании и материальном стимулировании работников Русского музея», в котором определены качественные показатели премирования работников музея, а также механизм определения показателей деятельности подразделений музея и критериев оценки эффективности труда работников, используемых для определения размеров и условий текущего премирования по итогам работы за квартал.

Проводится работа, направленная на повышение уровня квалификации специалистов Русского музея. В 2015 количество работников музея, прошедших повышение квалификации и переподготовку за счет внебюджетных средств, составило 71 человек.

В трудовом коллективе была проведена разъяснительная работа по вопросам совершенствования системы оплаты труда и условий внедрения «эффективных контрактов». Данные вопросы регулярно обсуждались на совещаниях с руководителями структурных подразделений. Проводилась индивидуальная разъяснительная работа с работниками музея.

На конец 2015 года численность работников, переведенных на «эффективный контракт» составила 488 человек. В том числе численность работников, с которыми по итогам проведения аттестации заключены «эффективные контракты» в 2015 году, составила 292 человека.

В рамках внедрения «эффективного контракта» в Русском музее также утверждено Положение о комиссии по оценке выполнения показателей деятельности структурных подразделений.

Работы, выполняемые работниками музея, носят групповой (коллективный) характер и результат их выполнения зависит от коллективного труда. В этой связи в Русском музее показатели эффективности учреждения были дезагрегированы в показатели эффективности подразделений музея.

Ежегодно утверждаются приказом и доводятся до сведения всех работников музея показатели деятельности подразделений музея и критерии оценки эффективности труда работников, используемые для определения размеров и условий премирования по итогам работы за квартал на текущий год. Критерии и показатели оценки деятельности работников музея определяются в зависимости от задач, поставленных перед структурным подразделением музея, в котором они работают.

Например, приказом от 19.02.2016 № 53 «Об утверждении показателей деятельности структурных подразделений музея и критериев оценки эффективности труда работников для определения размеров и условий текущего премирования на 2016 год» определены следующие показатели:

- для сотрудников отдела древнерусского искусства - количество постоянно действующих экспозиций, количество вновь создаваемых экспозиций, количество выставок в музее и вне музея, количество научных и научно-популярных публикаций сотрудников, количество атрибуций;

- для сотрудников отдела реставрации музейных ценностей – количество отреставрированных музейных предметов (по секторам);

- для сотрудников отдела экскурсионно-лекционной работы – количество экскурсий, лекций, научных и научно-популярных публикаций, количество музейных проектов и образовательных программ и т.д.

Внедрение показателей и критериев эффективности работы в действующую систему оплаты труда оказывает существенное влияние на эффективность деятельности учреждения, качество предоставляемых услуг.

Показатели деятельности структурных подразделений музея и критерии оценки эффективности труда работников устанавливаются на основе целевых показателей и показателей качества, что позволяет достигать улучшения количественных и качественных показателей деятельности музея в целом.

Увязка показателей деятельности структурных подразделений и критериев оценки эффективности труда работников в целях материального стимулирования с показателями деятельности музея в целом способствуют повышению заинтересованности работников Русского музея в конечном результате своей работы и оказывает положительное влияние на эффективность деятельности учреждения и качество предоставляемых услуг.

Комплекс мероприятий, проведенных в Русском музее, позволил достигнуть не только улучшения количественных и качественных показателей деятельности музея, но и способствовал росту заработной платы сотрудников музея.

5. По ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (далее - Музей)

В целях реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг, связанных с переходом на «эффективный контракт» Музеем осуществлены следующие мероприятия:

проведена аттестация работников в форме собеседования, на основании результатов которой подготовлен план мероприятий по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии;

создана рабочая группа по организации работы, связанной с внедрением «эффективного контракта»;

конкретизированы с учетом характера выполняемой работы положения об отделах, и должностные инструкции сотрудников;

во всех структурных подразделениях проведена разъяснительная работа по вопросам внедрения «эффективного контракта»;

разработаны формы дополнительных соглашений к трудовому договору;

разработаны показатели эффективности деятельности работников, согласно установленному госзаданию;

заключено 331 дополнительных соглашений к действующим трудовым договорам сотрудников (73% к общей среднесписочной численности работников за 2015 год - 454,93 чел.), в которых четко указаны трудовые функции, оплата труда (с указанием всех стимулирующих и компенсационных выплат), режим работы и отдыха, социальные гарантии;

ведется работа по учету рабочего времени и нормированию труда различных категорий сотрудников Музея.

Для осуществления указанных мероприятий разработана новая редакция Положения об оплате труда Музея, введенного в действие приказом от 29.12.2015 № 265/ОК.

В настоящее время в Музее продолжена планомерная работа по совершенствованию системы критериев, показателей эффективности деятельности работников и переводу их на «эффективный контракт». 

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации