instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Методические рекомендации по содержанию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков

Рекомендации
20 апреля 2018
Текст документа

1. Общие положения

1. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков.

2. Общая характеристика дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков

2.1. Дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков (далее - Программы) разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и на основе профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)», утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2014 № 33924).

2.2. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения:

для приобретения квалификации «экскурсовод (гид)» не менее 250 часов;

для приобретения квалификации «гид-переводчик» не менее 300 часов.

2.3. В Программы рекомендуется включать лекционные, практические, семинарские занятия, выездные занятия, круглые столы, мастер-классы, консультации.

2.4. Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме.

При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения аудиторной работы[1] в объеме не менее 96 часов, в том числе на практические занятия не менее 24 часов.

2.5.При разработке и реализации Программ может применяться модульный принцип представления содержания образования.

2.6. При реализации Программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

2.7. Обучение по Программам рекомендуется проводить применяя современные образовательные методики и технологии.

2.8. Конкретное название программы, наименование и содержание отдельных ее компонентов, формы реализации, планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций), учебный план и календарный учебный график определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, с учетом требований, установленных в пунктах 3.3-3.5 настоящих Методических рекомендаций.

3. Содержание Программ 

3.1. Программы должны быть направлены на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков.

3.2. Содержание Программ должно учитывать профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2014  № 33924).

3.3. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программы для приобретения квалификации «экскурсовод (гид)» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программы для приобретения квалификации «экскурсовод (гид)»


п/п

Наименование дисциплин и их основные темы

Трудоемкость, час

1.

Нормативно-правовые основы туристской деятельности

8

1.1

Основы туристской индустрии.

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма.

Основы трудового и миграционного законодательства.

Социальные основы туризма.

6

1.2

Нормативные документы организаций сферы туризма, устанавливающие правила проведения экскурсий.

2

2.

Профессиональные компетенции

40

2.1

Принципы организации и методики проведения экскурсий.

8

2.2

Теория формирования потребностей и межличностного общения.

4

2.3

Основы психологии

6

2.4

Деловой протокол и этикет

6

2.5

Техника публичных выступлений.

Упражнения для речевого аппарата.

6

2.6

Правила оформления коммерческой документации

2

2.7

Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах.

4

2.8

Правила поведения туристов (экскурсантов) на транспортных средствах

2

2.9

Современные информационные технологии в сфере туризма

2

3.

Обеспечение безопасности туристов (экскурсантов) при проведении экскурсии

10

3.1

Схема действий при наступлении чрезвычайных ситуаций

2

3.2

Правила оказания первой помощи

4

3.3

Практические занятия

4

4.

Основы истории и культуры Российской Федерации

78

4.1

Туристские ресурсы Российской Федерации Историко-культурные и географические достопримечательности региона.

Объекты показа.

62

4.2

Практические занятия на объектах показа

16

5.

Методика подготовки и проведения тематической экскурсии.

75

5.1

Составление технологических карт экскурсий с учетом вида туризма, транспорта, продолжительности и мест остановок, основных тем информационно-экскурсионной деятельности.

20

5.2

Подготовка текста экскурсии и составление методической разработки

20

5.3

Комплектование «портфеля экскурсовода»

4

5.4

Расчёт стоимости экскурсионных маршрутов

6

5.5

Разработка экскурсионной программы

21

5.6

Практические занятия на экскурсионном маршруте

4

6

Вариативная часть

35

7

Итоговая аттестация:

4

7.1

Экзамен (тестирование) и защита итоговой работы (экскурсионной программы)

4

Итого

250

 

3.3. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программы для приобретения квалификации «гид-переводчик» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ для приобретения квалификации «гид-переводчик»


п/п

Наименование дисциплин и их основные темы

Трудоемкость, час

1.

Нормативно-правовые основы туристской деятельности

8

1.1

Основы туристской индустрии.

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма.

Основы трудового и миграционного законодательства.

Социальные основы туризма.

6

1.2

Нормативные документы организаций сферы туризма, устанавливающие правила проведения экскурсий.

2

2.

Профессиональные компетенции

90

2.1

Принципы организации и методики проведения экскурсий.

8

2.2

Теория формирования потребностей и межличностного общения.

4

2.3

Основы психологии

6

2.4

Деловой протокол и этикет

6

2.5

Техника публичных выступлений.

Упражнения для речевого аппарата.

6

2.6

Правила оформления коммерческой документации

2

2.7

Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах.

4

2.8

Правила поведения туристов (экскурсантов) на транспортных средствах

2

2.9

Современные информационные технологии в сфере туризма

2

2.10

Иностранный язык

50

3.

Обеспечение безопасности туристов (экскурсантов) при проведении экскурсии

10

3.1

Схема действий при наступлении чрезвычайных ситуаций

2

3.2

Правила оказания первой помощи

4

3.3

Практические занятия

4

4.

Основы истории и культуры Российской Федерации

78

4.1

Туристские ресурсы Российской Федерации Историко-культурные и географические достопримечательности региона.

Объекты показа.

62

4.2

Практические занятия на объектах показа

16

5.

Методика подготовки и проведения тематической экскурсии

75

5.1

Составление технологических карт экскурсий с учетом вида туризма, транспорта, продолжительности и мест остановок, основных тем информационно-экскурсионной деятельности.

20

5.2

Подготовка текста экскурсии и составление методической разработки

20

5.3

Комплектование «портфеля экскурсовода»

4

5.4

Расчёт стоимости экскурсионных маршрутов

6

5.5

Разработка экскурсионной программы

21

5.6

Практические занятия на экскурсионном маршруте

4

6

Вариативная часть

35

7

Итоговая аттестация:

4

7.1

Экзамен (тестирование) и защита итоговой работы (экскурсионной программы)

4

Итого

300


3.5. Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую региональную специфику. Объем вариативной части не может превышать 15 процентов от общего количества часов реализуемой программы.

3.6. Примерное содержание Программ;

3.6.1. Нормативно-правовые основы туристской деятельности.

Рассматривает действующую российскую нормативную правовую базу в сфере туристской деятельности, трудового и миграционного законодательства, включая Федеральный закон от 24.11.21996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные и методические документы Минкультуры России и других федеральных органов исполнительной власти, другие нормативные акты, дополняющие законодательство Российской Федерации об основах туристской деятельности. Рассматривает вопросы в сфере защиты прав потребителей, в области налогового законодательства.

3.6.2. Профессиональные компетенции.

Знакомит слушателей с принципами организации и методикой проведения экскурсий; основными вопросами экскурсионной теории; видами и формами экскурсионного обслуживания с учетом дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию различных групп населения; деловым протоколом и этикетом; техникой публичных выступлений. Слушатели учатся оформлять экскурсионную документацию, применять знания психологии в работе с группой, разрешать конфликтные ситуации, возникающие на маршрутах.

3.6.3. Обеспечение безопасности туристов (экскурсантов) при проведении экскурсии.

Знакомит слушателей с Правилами оказания первой помощи; схемой действий при наступлении чрезвычайных ситуаций; с обеспечением безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий.

3.6.4 Основы истории и культуры Российской Федерации

Знакомит слушателей с туристскими ресурсами Российской Федерации; историко-культурными и географическими достопримечательностями региона; объектами показа. Слушатели учувствуют в отборе экскурсионных объектов для будущих экскурсий, практикуют технику ведения экскурсий на объектах показа.

3.6.5. Методика подготовки и проведения тематической экскурсии

Знакомит слушателей с владением методикой проведения экскурсий в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информацией) и методической разработкой; подготовкой контрольных и индивидуальных текстов, составлением методических разработок экскурсий, других методических материалов, технологической карты экскурсии. Также знакомит слушателей с комплектованием «портфеля экскурсовода», расчётом стоимости экскурсионных маршрутов.

Слушатели участвуют в разработке новых экскурсионных тем и маршрутов; в прослушивании экскурсоводов на маршруте, рецензировании текстов экскурсий (путевой информации).

4. Требования к итоговой аттестации

4.1. Освоение Программ завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач.

4.2. Рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и защиты итоговой работы.

4.3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами и др., экономии бюджетов образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать дипломы о профессиональной переподготовке на бланках, являющихся защищенными от подделок полиграфической продукцией, изготавливаемой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции. 

4.4. Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 

5. Требования к условиям реализации Программы 

5.1. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

5.2. Организациям, реализующим Программы, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения Программы (учебные пособия, дидактические и методические материалы, презентации и др. в печатном и (или) электронном виде).

5.3. Организациям, реализующим Программы, в процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения рекомендуется обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач.

 




[1] Аудиторная работа - разновидность контактной работы обучающихся с преподавателем, включает в себя занятия лекционного вида, и (или) занятия семинарского вида, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся.



вернуться к списку документов