Методические рекомендации по содержанию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков
1. Общие положения
1. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков.
2. Общая характеристика дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков
2.1. Дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков (далее - Программы) разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и на основе профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)», утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2014 № 33924).
2.2. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения:
для приобретения квалификации «экскурсовод (гид)» не менее 250 часов;
для приобретения квалификации «гид-переводчик» не менее 300 часов.
2.3. В Программы рекомендуется включать лекционные, практические, семинарские занятия, выездные занятия, круглые столы, мастер-классы, консультации.
2.4. Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме.
При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения аудиторной работы[1] в объеме не менее 96 часов, в том числе на практические занятия не менее 24 часов.
2.5.При разработке и реализации Программ может применяться модульный принцип представления содержания образования.
2.6. При реализации Программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.7. Обучение по Программам рекомендуется проводить применяя современные образовательные методики и технологии.
2.8. Конкретное название программы, наименование и содержание отдельных ее компонентов, формы реализации, планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций), учебный план и календарный учебный график определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, с учетом требований, установленных в пунктах 3.3-3.5 настоящих Методических рекомендаций.
3. Содержание Программ
3.1. Программы должны быть направлены на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков.
3.2. Содержание Программ должно учитывать профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2014 № 33924).
3.3. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программы для приобретения квалификации «экскурсовод (гид)» представлен в таблице 1.
Таблица 1
Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программы для приобретения квалификации «экскурсовод (гид)»
№ |
Наименование дисциплин и их основные темы |
Трудоемкость, час |
1. |
Нормативно-правовые основы туристской деятельности |
8 |
1.1 |
Основы туристской индустрии. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма. Основы трудового и миграционного законодательства. Социальные основы туризма. |
6 |
1.2 |
Нормативные документы организаций сферы туризма, устанавливающие правила проведения экскурсий. |
2 |
2. |
Профессиональные компетенции |
40 |
2.1 |
Принципы организации и методики проведения экскурсий. |
8 |
2.2 |
Теория формирования потребностей и межличностного общения. |
4 |
2.3 |
Основы психологии |
6 |
2.4 |
Деловой протокол и этикет |
6 |
2.5 |
Техника публичных выступлений. Упражнения для речевого аппарата. |
6 |
2.6 |
Правила оформления коммерческой документации |
2 |
2.7 |
Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах. |
4 |
2.8 |
Правила поведения туристов (экскурсантов) на транспортных средствах |
2 |
2.9 |
Современные информационные технологии в сфере туризма |
2 |
3. |
Обеспечение безопасности туристов (экскурсантов) при проведении экскурсии |
10 |
3.1 |
Схема действий при наступлении чрезвычайных ситуаций |
2 |
3.2 |
Правила оказания первой помощи |
4 |
3.3 |
Практические занятия |
4 |
4. |
Основы истории и культуры Российской Федерации |
78 |
4.1 |
Туристские ресурсы Российской Федерации Историко-культурные и географические достопримечательности региона. Объекты показа. |
62 |
4.2 |
Практические занятия на объектах показа |
16 |
5. |
Методика подготовки и проведения тематической экскурсии. |
75 |
5.1 |
Составление технологических карт экскурсий с учетом вида туризма, транспорта, продолжительности и мест остановок, основных тем информационно-экскурсионной деятельности. |
20 |
5.2 |
Подготовка текста экскурсии и составление методической разработки |
20 |
5.3 |
Комплектование «портфеля экскурсовода» |
4 |
5.4 |
Расчёт стоимости экскурсионных маршрутов |
6 |
5.5 |
Разработка экскурсионной программы |
21 |
5.6 |
Практические занятия на экскурсионном маршруте |
4 |
6 |
Вариативная часть |
35 |
7 |
Итоговая аттестация: |
4 |
7.1 |
Экзамен (тестирование) и защита итоговой работы (экскурсионной программы) |
4 |
Итого |
250 |
3.3. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программы для приобретения квалификации «гид-переводчик» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ для приобретения квалификации «гид-переводчик»
№ |
Наименование дисциплин и их основные темы |
Трудоемкость, час |
1. |
Нормативно-правовые основы туристской деятельности |
8 |
1.1 |
Основы туристской индустрии. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма. Основы трудового и миграционного законодательства. Социальные основы туризма. |
6 |
1.2 |
Нормативные документы организаций сферы туризма, устанавливающие правила проведения экскурсий. |
2 |
2. |
Профессиональные компетенции |
90 |
2.1 |
Принципы организации и методики проведения экскурсий. |
8 |
2.2 |
Теория формирования потребностей и межличностного общения. |
4 |
2.3 |
Основы психологии |
6 |
2.4 |
Деловой протокол и этикет |
6 |
2.5 |
Техника публичных выступлений. Упражнения для речевого аппарата. |
6 |
2.6 |
Правила оформления коммерческой документации |
2 |
2.7 |
Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах. |
4 |
2.8 |
Правила поведения туристов (экскурсантов) на транспортных средствах |
2 |
2.9 |
Современные информационные технологии в сфере туризма |
2 |
2.10 |
Иностранный язык |
50 |
3. |
Обеспечение безопасности туристов (экскурсантов) при проведении экскурсии |
10 |
3.1 |
Схема действий при наступлении чрезвычайных ситуаций |
2 |
3.2 |
Правила оказания первой помощи |
4 |
3.3 |
Практические занятия |
4 |
4. |
Основы истории и культуры Российской Федерации |
78 |
4.1 |
Туристские ресурсы Российской Федерации Историко-культурные и географические достопримечательности региона. Объекты показа. |
62 |
4.2 |
Практические занятия на объектах показа |
16 |
5. |
Методика подготовки и проведения тематической экскурсии |
75 |
5.1 |
Составление технологических карт экскурсий с учетом вида туризма, транспорта, продолжительности и мест остановок, основных тем информационно-экскурсионной деятельности. |
20 |
5.2 |
Подготовка текста экскурсии и составление методической разработки |
20 |
5.3 |
Комплектование «портфеля экскурсовода» |
4 |
5.4 |
Расчёт стоимости экскурсионных маршрутов |
6 |
5.5 |
Разработка экскурсионной программы |
21 |
5.6 |
Практические занятия на экскурсионном маршруте |
4 |
6 |
Вариативная часть |
35 |
7 |
Итоговая аттестация: |
4 |
7.1 |
Экзамен (тестирование) и защита итоговой работы (экскурсионной программы) |
4 |
Итого |
300 |
3.5. Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую региональную специфику. Объем вариативной части не может превышать 15 процентов от общего количества часов реализуемой программы.
3.6. Примерное содержание Программ;
3.6.1. Нормативно-правовые основы туристской деятельности.
Рассматривает действующую российскую нормативную правовую базу в сфере туристской деятельности, трудового и миграционного законодательства, включая Федеральный закон от 24.11.21996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные и методические документы Минкультуры России и других федеральных органов исполнительной власти, другие нормативные акты, дополняющие законодательство Российской Федерации об основах туристской деятельности. Рассматривает вопросы в сфере защиты прав потребителей, в области налогового законодательства.
3.6.2. Профессиональные компетенции.
Знакомит слушателей с принципами организации и методикой проведения экскурсий; основными вопросами экскурсионной теории; видами и формами экскурсионного обслуживания с учетом дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию различных групп населения; деловым протоколом и этикетом; техникой публичных выступлений. Слушатели учатся оформлять экскурсионную документацию, применять знания психологии в работе с группой, разрешать конфликтные ситуации, возникающие на маршрутах.
3.6.3. Обеспечение безопасности туристов (экскурсантов) при проведении экскурсии.
Знакомит слушателей с Правилами оказания первой помощи; схемой действий при наступлении чрезвычайных ситуаций; с обеспечением безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий.
3.6.4 Основы истории и культуры Российской Федерации
Знакомит слушателей с туристскими ресурсами Российской Федерации; историко-культурными и географическими достопримечательностями региона; объектами показа. Слушатели учувствуют в отборе экскурсионных объектов для будущих экскурсий, практикуют технику ведения экскурсий на объектах показа.
3.6.5. Методика подготовки и проведения тематической экскурсии
Знакомит слушателей с владением методикой проведения экскурсий в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информацией) и методической разработкой; подготовкой контрольных и индивидуальных текстов, составлением методических разработок экскурсий, других методических материалов, технологической карты экскурсии. Также знакомит слушателей с комплектованием «портфеля экскурсовода», расчётом стоимости экскурсионных маршрутов.
Слушатели участвуют в разработке новых экскурсионных тем и маршрутов; в прослушивании экскурсоводов на маршруте, рецензировании текстов экскурсий (путевой информации).
4. Требования к итоговой аттестации
4.1. Освоение Программ завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач.
4.2. Рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и защиты итоговой работы.
4.3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами и др., экономии бюджетов образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать дипломы о профессиональной переподготовке на бланках, являющихся защищенными от подделок полиграфической продукцией, изготавливаемой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.
4.4. Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Требования к условиям реализации Программы
5.1. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
5.2. Организациям, реализующим Программы, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения Программы (учебные пособия, дидактические и методические материалы, презентации и др. в печатном и (или) электронном виде).
5.3. Организациям, реализующим Программы, в процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения рекомендуется обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач.
[1] Аудиторная работа - разновидность контактной работы обучающихся с преподавателем, включает в себя занятия лекционного вида, и (или) занятия семинарского вида, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся.