На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского
29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала. Главные партии в спектакле исполнили ведущие солисты оперной труппы Мариинского театра — Екатерина Семенчук, Сергей Скороходов, Алексей Марков, Михаил Петренко и Станислав Трофимов.
Автор издания The Financial Times назвал эту постановку «Хованщины» блистательным совместным успехом Ла Скала и Мариинского театра: «Гергиев не разочаровал. С порхающими без устали пальцами он выводил звук такой интенсивности, как будто для исполнения был вызван дух его родины — „черноземная сила“, как писал Мусоргский. Вызывающие сострадание плачи, первозданные акустические пейзажи, пронизанные тонкими нюансами, а в нужные моменты — мрачная глубина. Великолепный подбор солистов, в основном из Мариинского театра, довершал захватывающую драму».
Критик газеты La Stampa отметил, что опера оказалась созвучна сегодняшнему дню: «В течение четырех часов публика была загипнотизирована сложной историей России конца XVII века. Эти события и персонажи, столь далекие от сегодняшнего дня, необъяснимым образом обрели современное звучание, острота и напряжение которого спали только во время финальной 30-минутной овации. Успех этого шедевра в первую очередь принадлежит Валерию Гергиеву. Однако выделяются и солисты — мощный, гротескный Иван Хованский в исполнении Михаила Петренко, Екатерина Семенчук, словно впитавшая властный характер своей героини, Алексей Марков, впечатливший голосом и ярким образом Шакловитого».
Автор портала Teatro.it также высоко оценил солистов: «Изюминкой актерского состава являются мощная и очень музыкальная Марфа Екатерины Семенчук и резкий, запоминающийся Шакловитый Алексея Маркова. Сергей Скороходов — импульсивный Андрей Хованский, с пронзительным тембром и хорошо поставленным голосом. Евгению Акимову, помимо убедительного вокала, удалось продемонстрировать сложную психологию Князя Голыцина».
Издание Il Giornale della Musica и портал Codalario отметили работу маэстро Гергиева с оркестром Ла Скала. «Уже за одно вступление — „Рассвет на Москве-реке“ — Валерий Гергиев был награжден громовыми овациями от публики Ла Скала, повторявшимися с каждым его выходом в оркестровую яму и, конечно, в конце спектакля. Маэстро вновь оказался неотразим в русском репертуаре. Ему удалось заставить оркестр Ла Скала звучать по-русски и предложить интенсивное, энергичное исполнение, с ярко выраженным лиризмом и неослабевающим напряжением» — Codalario. «Стоит отметить, что Валерий Гергиев в этом репертуаре бесподобен по точности и энергичности. Его великолепная работа за пультом оркестра Ла Скала, крайне внимательного к любому его пожеланию, и особенно с превосходным хором, усилила драматическую составляющую партитуры, подчеркнув ее контрасты» — Il Giornale della Musica.
Напомним, постановку оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в Ла Скала осуществила итальянская команда во главе с режиссером Марио Мартоне. Художник-постановщик — Маргарита Палли, художник по костюмам — Урсула Пацак, художник по свету — Паскуале Мари, хореограф — Даниэла Скьявоне.
Показы прошли 27 февраля, 3, 6, 13, 24 и 29 марта. Премьеру 27 февраля транслировала в прямом эфире RAI Radio 3.