instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Вадим Репин — о том, как важно для детей общение с выдающимися исполнителями

Вадим Репин — о том, как важно для детей общение с выдающимися исполнителями

Газета «Культура», 21 ноября 2017 года

Любовь к классике надо прививать с детства. После того как ребенок прикоснулся к музыке, не просто послушал, а попробовал сыграть на инструменте, почувствовал его, музыка остается с ним на всю жизнь. Это настолько органично для ребенка, что уроки музыки остаются во всем мире обязательным предметом. Более того, на них приходят профессиональные музыканты и рассказывают о своем инструменте и работе. Я сам это делал и в России, и почти во всех странах, где гастролирую. Могу сказать, что это потрясающий человеческий опыт. У детей 10–11 лет появляется неподдельный интерес к музыкальному искусству. И столько эмоций!

Я глубоко убежден, что уроки по системе «музыкант-дети» надо проводить в России во всех общеобразовательных школах. Дети должны обучаться игре на музыкальных инструментах — в этом огромный потенциал психического и интеллектуального развития, координации и моторики у ребенка. Благодаря музыке дети начинают развиваться намного быстрее.

Уроки музыки, которые были в советской школе, сейчас должны снова вернуться в обязательную программу. Это задача государства. А задача музыкантов, которые живут в городах, — посвящать этим урокам хотя бы небольшую часть своего времени. То есть ходить в общеобразовательные школы и знакомить детей с музыкой. Я тоже делаю это. Но музыкантов должно быть много. Не команда, а целая армия пианистов, струнников, духовиков…

В рамках Транссибирского фестиваля, который уже проходит в нескольких странах, нам удается реализовывать много проектов, направленных на музыкальное образование школьников. С нами работает команда, которая в Германии организует аналогичные музыкальные семинары «Тонали». Там, помимо музыкальных знаний, ребята в возрасте 15–16 лет получают навыки маркетинга и общаются с музыкантами. И это расширяет их кругозор.

Мы понимаем, что доносить идею надо на своем примере. Потому все значимые музыканты из России, которых я знаю, занимаются продвижением классической музыки. Но нельзя возлагать эту задачу только на плечи музыкантов. Однако и государство в одиночку не справится. И бизнес тоже. Надо работать совместно.

Практика показывает, что благотворительность в чистом виде — это очень ненадежно. Систему необходимо построить так, чтобы и у тех, кто вкладывается в проекты, была отдача, прибыль. Такой подход создаст гораздо больше возможностей для развития образовательных программ. Речь идет не о каких-то акциях или программах, рассчитанных только на спонсорскую помощь, а об унифицированном подходе. О четких правилах реализации и хорошей организации всего этого процесса. Необходимо систематизировать и подвести к единому знаменателю процесс музыкального образования. Музыка в системе образования, в том числе и высшего, должна играть более яркую роль.

В мире накоплен большой опыт по популяризации академической музыки среди школьников и молодежи. Классика может привлекать десятки миллионов молодых людей. Это показывает пример Японии. Там в каждом университете существует свой симфонический оркестр. Причем студенты начинают обучаться игре на музыкальных инструментах уже после того, как поступят в вуз. У студентов разные профессии, они учатся на совершенно разных факультетах, но их объединяет музыка. Это такие клубы, члены которых дружат на протяжении всей жизни.

В Китае, например, средний возраст публики на академических концертах — 19-–20 лет. И эта молодежь продолжит слушать классику на протяжении всей жизни. Так происходит потому, что там удалось сделать классическую музыку модной.

Если российские шаги в направлении обучения детей музыке органично соединятся с такими же зарубежными, от этого выиграют все — и музыканты, которым важно, чтобы об их профессии знали, и дети, к которым будут приезжать зарубежные артисты. Я считаю, что это должно стать интернациональным делом. Дети во всех странах похожи в плане психологии, восприятия. Да и проблемы в школах по всему миру одинаковые — везде не хватает времени на музыкальные уроки, учителей и т.д.

Почти все великие ученые, писатели, политические деятели в детстве учились музыке, или, как минимум, начинали разбираться в классической музыке с раннего детства. Поэтому важно понимать: музыкальное образование — залог успешного будущего ребенка.

Автор — скрипач, художественный руководитель Транссибирского фестиваля


вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба