instagram (1)
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Центральным событием «перекрестного» Года России и Японии станет выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо»

Центральным событием «перекрестного» Года России и Японии станет выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо»

4 сентября в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина откроется выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», которая представит 135 работ ведущих мастеров японской живописи и гравюры различных традиционных школ. Мероприятие станет одним из центральных событий «перекрестного» года России и Японии. 

Выставка будет проходить в два этапа: первую часть работ посетители смогут увидеть в период с 4 по 30 сентября, а вторую — с 3 по 28 октября. Необходимость в ротации произведений объясняется хрупкостью работ: живопись на бумаге и шелке — деликатный материал, требующий строгих условий транспортировки, хранения и экспонирования. Большая часть работ привезена из Японии и будет показана в России впервые. Два произведения обладают статусом «Национальное сокровище», десять — имеют статус «Особо ценный объект культуры» и пять — статус «Особо ценный предмет искусства». Согласно принятым в Японии стандартам, произведения такого рода не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель.

По словам директора музейной институции Марины Лошак, ГМИИ имени Пушкина обладает одной из лучших в стране коллекций японской гравюры, неоднократно выставлявшейся в разных городах России и Японии: «Наш музей на протяжении более 100 лет своего существования знакомил публику с произведениями японской художественной культуры из своих фондов и из японских собраний. Я надеюсь, что для российской публики встреча с шедеврами живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее станет подлинным открытием и сохранится в памяти как самое яркое событие Года Японии в России».

Экспозиция представит все многообразие жанров японской живописи и гравюры: пейзажи, портреты, жанровые и исторические сцены. Посетители выставки увидят свиток с портретом поэта Ли Бо кисти Икэно Тайга, свитки по мотивам повести «Исэ-моногатари» (Х век), повести «Гэндзи-моногатари» (X–ХI века), автором которых считают придворную фрейлину Мурасаки Сикибу, и эссе монаха Ёсида Кэнко «Записки от скуки» (XIV век).

На выставке будут представлены произведения художников школы Кано — самой влиятельной в эпоху Эдо, распространившей свое влияние на все регионы страны, а также работы, созданные самобытными мастерами, принадлежавшими к разным киотским школам, расцвет творчества которых пришелся на середину эпохи Эдо, таких как Огата Корин, Маруяма Окё, Ёса Бусон, Ито Дзякутю, Сога Сёхаку. Произведения школы укиё-э будут представлены от ранних гравюр XVIII века до гравюр конца эпохи Эдо. Именно гравюры укиё-э во второй половине XIX века оказали значительное влияние на западных художников, и благодаря этому повальному увлечению возникло направление в искусстве, которое получило название «японизм».

Особое внимание будет уделено жанру пейзажа, представленному в двух тематических направлениях: «воды и горы» — образы, символизирующие полярные позиции восточной философии (инь и ян, темное и светлое, женское и мужское начало), — и «цветы и птицы», которое нашло отражение в пейзаже малых форм. Техника исполнения большинства живописных работ — письмо кистью на шелке или бумаге минеральными или растительными водорастворимыми красками, а в печатной графике — гравюра на дереве.

Интересны и формы живописных произведений: на выставке будет представлена живопись на ширмах и раздвижных перегородках, которыми разделялись жилые пространства (в Японии для ее обозначения существует специальный термин — сёхэйга). Также будут представлены вертикальные свитки какэмоно, или какэдзику, для которых отводилась специальная ниша токонома в стене, становившаяся эстетическим центром помещения. Горизонтальные свитки эмакимоно чаще всего содержали повествовательный рассказ, их нужно было рассматривать, постепенно раскручивая перед собой.

К выставке подготовлена масштабная образовательная программа, начавшаяся задолго до открытия экспозиции: в июле — начале августа в ГМИИ имени А.С. Пушкина прошли лекции по японской истории, культуре и искусству, а также мастер-классы по традиционной японской живописи тушью и каллиграфии. Продолжит образовательный цикл осенняя программа: девять лекций ведущих японских и российских специалистов, которые раскроют ключевые аспекты культуры эпохи Эдо. Кроме того, российских зрителей ждет особый сюрприз: в октябре приедут мастера традиционной гравюры укиё-э и проведут демонстрацию по технике гравюры на дереве. Это мероприятие будет осуществлено при поддержке Японского фонда.

Партнерами выставки выступили Агентство по культуре Японии, Токийский национальный музей, а также Музей изобразительных искусств города Тиба и Художественный музей Итабаси (Токио), обладающие редкими коллекциями искусства эпохи Эдо. Помимо работ из японских собраний, экспозицию дополнят произведения из российских музеев — ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственного музея Востока.

Для справки:

В эпоху Эдо (1603–1868) в Японии возникло большое количество различных художественных направлений и школ. После длительного периода междоусобных войн власть в Японии перешла в руки сёгунов из рода Токугава, которые правили страной на протяжении почти 265 лет. Этот период стал самым длинным в истории Японии после периода Хэйан. Прекратились войны, стали активно развиваться различные традиционные ремесла. Фактическим центром страны стал город Эдо, куда военный правитель Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за полвека Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением.

Эпоха Эдо ознаменовалась бурным строительством городов и расцветом художественной культуры. Вокруг замков, на пересечениях торговых путей, близ морских заливов с бухтами возникли города, формировались сословия ремесленников и купцов, которые наряду с военными стали законодателями художественных вкусов эпохи. Если в предшествующий период религиозные памятники хранились в монастырях и храмах, а светское искусство было аристократическим, то в эпоху Эдо позволить себе заказывать предметы искусства могли и богатые купцы, и горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве — того, что называют искусством укиё-э.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба