В Москве завершился фестиваль «Интермузей-2019»
С 30 мая по 2 июня в московском ЦВЗ «Манеж» работал XXI Международный фестиваль
Все четыре дня «Культура.РФ» вела прямые трансляции деловой программы «Интермузея» — все желающие могут изучить записи выступлений на портале.
Большое внимание эксперты уделили обсуждению будущего культурного комплекса во Владивостоке, который будет создан объединенными силами пяти крупнейших музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея искусства народов Востока и Приморской государственной картинной галереи. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что комплекс во Владивостоке станет уникальной площадкой. На ней музеи смогут полноценно экспонировать шедевры русского искусства, в том числе ХХ века, которые представлены в их собраниях. Директор Третьяковки добавила, что такой центр неизбежно превратится в площадку для культурного диалога разных поколений и привлечет внимание не только российской публики, но и зарубежных туристов — в частности, из Китая. Заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов отметил, что масштабной целью проекта будет не только создание современного культурного пространства, но и развитие городской инфраструктуры в целом.
Участники «Интермузея» обсудили роль музеев в формировании визуальной культуры страны на примере конкурса «Придумано и сделано в России» — проекта Всероссийского музея
Одной из главных тем фестиваля этого года стала цифровизация учреждений культуры. Куратор цифровых проектов Минкультуры России Тимур Алейников рассказал, что если несколько лет назад руководители музеев сомневались в том, что с
Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила, что современному музейному сотруднику недостаточно быть специалистом в своей области и ответственным хранителем — ему нужно обладать множеством самых разных компетенций, в том числе в области цифровой культуры и пиара. Вместе с профессором департамента медиа факультета коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики» Анной Качкаевой и заместителем генерального директора Государственного Политехнического музея Натальей Сергиевской спикеры обсудили перспективы магистерской программы университета «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», многие студенты которой обучаются по профилю «Продюсер трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела».
Анна Качкаева рассказала, что это направление готовит компетентных мастеров продюсирования, знающих, как превратить традиционную экспозицию в привлекательную и интересную посетителям историю, что востребовано в современной музейной практике. Исполнительный директор ИКОМ России Афанасий Гнедовский добавил, что программа отличается многообразием дисциплин. Они помогут студентам ознакомиться с максимальным числом аспектов музейной работы, чтобы в будущем говорить на одном профессиональном языке со всеми сотрудниками музеев: от экспертов по безопасности до главных хранителей. Наталья Сергиевская, в свою очередь, отметила, что у программы есть «индустриальный совет», куда входят признанные специалисты музейного дела — своего рода «заказчики» будущих специалистов.
Сторителлингу — новому тренду современного музейного дела — посвятил выступление Владислав Малышев, генеральный директор компании MILKH, разрабатывающей квесты. Он рассказал, что современной аудитории недостаточно просто увидеть ценные экспонаты, чтобы осознать их значимость, и предложил перечень практик, которым музеи могут следовать, чтобы сделать экспозиции еще привлекательнее и интереснее для аудитории. Это погружение посетителей в атмосферу и контекст темы выставки путем создания декораций и инсталляций; вдумчивое размещение предметов, а не нагромождение экспонатов; сконструированный маршрут экспозиции, который держит посетителей в предвкушении открытий; включение интерактивных элементов, одновременно просвещающих и развлекающих аудиторию.
Также «Интермузей» поднял тему инклюзии в учреждениях культуры. Советник Министра культуры Российской Федерации на общественных началах Елена Благирева отметила, что количество инклюзивных проектов в музеях за последние годы значительно увеличилось и многие из них направлены на развитие творческого потенциала людей с особенными потребностями. Руководитель отдела инклюзивных программ Государственного музея изобразительных искусств имени