В Словакии открывается выставка «Золотой век Петергофа. От Петра I до Екатерины II»
18 октября в Словацком национальном музее (г. Братислава) состоится открытие выставочного проекта «Золотой век Петергофа. От Петра I до Екатерины II», организованного Государственным музеем-заповедником «Петергоф» и Словацким национальным музеем.
В 2018 году исполняется 100 лет музейной жизни дворцово-парковых комплексов Петергофа и Ораниенбаума, а также 320 лет с момента знакового дипломатического визита в Братиславу Петра I. Европейское путешествие правителя во многом предопределило дальнейшее становление России: полученные знания и впечатления легли в основу последующих реформ во всех сферах жизни страны, предали мощный импульс развитию и европеизации державы.
Петергоф — летняя парадная резиденция русских императоров под Санкт-Петербургом на берегу Финского залива. Замысел ее создания и даже первоначальная планировка принадлежат Петру I, в честь которого Петергоф и получил свое название. Особую славу Петергофу принесли задуманные императором знаменитые фонтаны, которые поражают многоводностью и разнообразием своих форм. Вблизи царского Петергофа задумал строительство своего дворца и ближайший сподвижник Петра I — Александр Меншиков. В Ораниенбауме он возвел обращенный к заливу дворец, не уступающий по своей роскоши и размаху царским постройкам.
Сегодня дворцы и парки Петергофа и Ораниенбаума объединены в один музей — Государственный музей-заповедник «Петергоф». Представленные на выставке экспонаты — безусловные раритеты дворцовой коллекции. Впервые они покидают постоянные экспозиции, чтобы рассказать словацкому зрителю о памятниках русской культуры, их владельцах и создателях.
Среди экспонатов выставки — личные вещи российских императоров, их костюмы и парадные портреты, раритетные предметы из убранства их дворцов (живопись и шпалеры из дворца «Монплезир», где Петр Великий положил начало первой художественной коллекции в России), произведения европейских и китайских мастеров, приобретенные Романовыми для своих резиденций, объекты, рассказывающие о диковинках русской придворной жизни (верховая сбруя с любимой лошади Екатерины II по кличке Бриллиант, колясочка для катания с ораниенбаумской Катальной горы).
XVIII столетие — поистине золотой век Петергофа и Ораниенбаума. Выставка демонстрирует подъем русского искусства в XVIII веке, произошедший вследствие интенсивного освоения отечественными мастерами опыта европейского художественного опыта. Экспонаты такого уровня и мемориального значения редко покидают стены российских музеев.