instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Альбина Шагимуратова: Конкурс Чайковского — наше национальное достояние

Альбина Шагимуратова: Конкурс Чайковского — наше национальное достояние

«Российская газета», 16 июня 2019 года

Оперная певица Альбина Шагимуратова вошла в жюри конкурса имени П.И. Чайковского

В Санкт-Петербурге 18 июня стартуют прослушивания конкурса П. И. Чайковского в разделе «Сольное пение». Среди арбитров, что на протяжении десяти дней будут определять победителей, сопрано Альбина Шагимуратова, ставшая лучшей на этом соревновании 12 лет назад. Сегодня она одна из самых заметных фигур в мировом оперном театре. Только что ее исполнение «Семирамиды» Россини принесло ей International Opera Awards в номинации «Лучшая оперная запись», а в своей родной Казани она возродила Конкурс имени М.И. Глинки.

Чего вы ждете от конкурса Чайковского?

Альбина Шагимуратова: Это наше национальное достояние. Он открыл много имен выдающихся музыкантов, ставших мировыми звездами. Всегда сложно и ответственно кого-либо оценивать, пытаться предугадать профессиональную судьбу. Ведь конкурс — лотерея, певец может быть не в голосе и выступить не совсем удачно, но если талант очевиден, его надо заметить. И тогда у конкурсанта, даже не заслужившего звание лауреата, есть шанс вытащить счастливый билет.

А зачем вам, действующей оперной певице, взваливать на свои плечи конкурс Глинки?

Альбина Шагимуратова: Для меня это был первый опыт организации конкурса — и сразу такое мощное боевое крещение. Он делался за два месяца, в авральном режиме. Но я ни секунды не пожалела, что взялась за возрождение столь значимого для нашей страны конкурса, у которого огромная история, прежде всего связанная с именем великой Ирины Архиповой. Надеюсь, теперь мы сможем проводить это соревнование регулярно.

Для вас конкурсы становились ключевыми событиями?

Альбина Шагимуратова: До победы на Конкурсе Глинки я была в себе не уверена. Даже задумывалась, суждено ли мне быть певицей. Но когда такие мастера, как Ирина Архипова, вручают тебе первую премию — это окрыляет. После той победы я решилась идти на Конкурс Чайковского и тоже его выиграла. И осознала на всю жизнь: певец должен обладать не только голосом, но и сильным характером.

Сегодня трудно поверить, что в консерваторию вас приняли на коммерческой основе…

Альбина Шагимуратова: Да, три года учебы оплачивали родители. Правда, на 3-й курс я перевелась из Казанской консерватории в Московскую. А через год после окончания уехала в Америку и там добилась тех успехов, что создали основу моей карьеры. Потому что, как ни странно, после побед на таких важных конкурсах приглашений из Большого или Мариинского театров не последовало. А после победы на Конкурсе Чайковского я сразу получила несколько интересных контрактов на Западе.

Певец может быть не в голосе, но если талант очевиден, его надо заметить

И все же теперь вы стали солисткой Мариинского театра…

Альбина Шагимуратова: Это личное приглашение Валерия Гергиева. Маэстро вообще много сделал для меня как для артистки. Он мне постоянно говорил: «Альбина, присоединяйся к труппе!». И это теперь свершилось, ведь любому артисту хочется иметь свой дом. Им стал Мариинский театр.

После «Травиаты» и «Руслана и Людмилы», казалось, быть вам солисткой Большого…

Альбина Шагимуратова: Когда-то я тоже так думала. Но сегодня у Большого нет такой полноценной труппы и такого обширного репертуара, как в Мариинском, где спектакли идут каждый день сразу на нескольких сценах. Хотя Большой, к счастью, стал вновь меня приглашать. И я с удовольствием откликнулась на предложение спеть графиню де Фольвиль в «Путешествии в Реймс» Россини, потому, что это комическая роль. Мне хотелось спеть что-то эмоционально легкое. Я устала умирать на сцене или играть сумасшедшую, а здесь вышла, спела красивую, виртуозную арию — и испарилась… Теперь у нас есть взаимопонимание с гендиректором Большого театра Владимиром Уриным. Но часто предложение от театра поступает, когда график моих выступлений не позволяет вписаться в проект Большого.

Сейчас другая ваша россиниевская героиня — Семирамида — была удостоена International Opera Awards.

Альбина Шагимуратова: Сегодня Семирамида, быть может, одна из главных моих визитных карточек на Западе. «Семирамида» — огромная, более чем четырехчасовая драматическая опера. Три недели мы работали над этой записью в лондонской студии. Дирижер сэр Марк Элдер запретил мне слушать существующие варианты: до настоящего момента не было ни одной записи авторской версии Россини. А мы каждую каденцию выверяли, основываясь на его традициях. Звукозаписывающий лейбл Opera Rara отличается высоким качеством и фокусируется на редкостях. С Марком Элдером для них же буду записывать уникальную оперу Доницетти «Отверженные».

Ныне за вами право выбора, что и когда делать?

Альбина Шагимуратова: В полной мере я могу выбирать только репертуар и театры. Но не партнеров, дирижеров и тем более режиссеров. Такой привилегией обладают единицы. Но театр примадонн и премьеров канул в Лету. Сегодня исполнителей собирает режиссер. Реже дирижер. Или гендиректор, когда речь идет о таких компаниях, как Ла Скала или Метрополитен. Но я не жалуюсь: мой рабочий график переполнен. Я даже хочу немного разгрузить расписание, чтобы чуть-чуть отдохнуть, выспаться, куда-нибудь поехать и провести время с семьей и дочкой. Спасибо огромное — родители помогают. Но дочка растет, а я катастрофически редко ее вижу. Быть мамой и востребованной оперной певицей — это практически несовместимо. А я очень хочу родить второго ребенка. Хотя пока работа идет в режиме non-stop. Надо бы приостановиться и обо всем подумать. Великий Валерий Абисалович Гергиев сказал: «Карьера делается не голосом, а головой, мозгами».

Вы многих дирижеров можете назвать великими?

Альбина Шагимуратова: Джеймса Ливайна, с которым я с удовольствием работала в Метрополитен. Его уволили под дурацким предлогом пресловутого харрасмента. Но я продолжаю с ним поддерживать отношения. Он многому меня научил. Он очень любит певцов, что по нынешним временам — редкость. Хотя все выдающиеся мастера, такие как Темирканов, Гергиев, Мути, Ливайн или Марк Элдер, — всегда поддерживают певцов, помогают стать личностями. И поднимают вверенные им театры на недосягаемую высоту.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба