Альбина Шагимуратова: Конкурс Чайковского — наше национальное достояние
«Российская газета», 16 июня 2019 года
Оперная певица Альбина Шагимуратова вошла в жюри конкурса имени
В
Чего вы ждете от конкурса Чайковского?
Альбина Шагимуратова: Это наше национальное достояние. Он открыл много имен выдающихся музыкантов, ставших мировыми звездами. Всегда сложно и ответственно
А зачем вам, действующей оперной певице, взваливать на свои плечи конкурс Глинки?
Альбина Шагимуратова: Для меня это был первый опыт организации конкурса — и сразу такое мощное боевое крещение. Он делался за два месяца, в авральном режиме. Но я ни секунды не пожалела, что взялась за возрождение столь значимого для нашей страны конкурса, у которого огромная история, прежде всего связанная с именем великой Ирины Архиповой. Надеюсь, теперь мы сможем проводить это соревнование регулярно.
Для вас конкурсы становились ключевыми событиями?
Альбина Шагимуратова: До победы на Конкурсе Глинки я была в себе не уверена. Даже задумывалась, суждено ли мне быть певицей. Но когда такие мастера, как Ирина Архипова, вручают тебе первую премию — это окрыляет. После той победы я решилась идти на Конкурс Чайковского и тоже его выиграла. И осознала на всю жизнь: певец должен обладать не только голосом, но и сильным характером.
Сегодня трудно поверить, что в консерваторию вас приняли на коммерческой основе…
Альбина Шагимуратова: Да, три года учебы оплачивали родители. Правда, на
Певец может быть не в голосе, но если талант очевиден, его надо заметить
И все же теперь вы стали солисткой Мариинского театра…
Альбина Шагимуратова: Это личное приглашение Валерия Гергиева. Маэстро вообще много сделал для меня как для артистки. Он мне постоянно говорил: «Альбина, присоединяйся к труппе!». И это теперь свершилось, ведь любому артисту хочется иметь свой дом. Им стал Мариинский театр.
После «Травиаты» и «Руслана и Людмилы», казалось, быть вам солисткой Большого…
Альбина Шагимуратова:
Сейчас другая ваша россиниевская героиня — Семирамида — была удостоена International Opera Awards.
Альбина Шагимуратова: Сегодня Семирамида, быть может, одна из главных моих визитных карточек на Западе. «Семирамида» — огромная, более чем четырехчасовая драматическая опера. Три недели мы работали над этой записью в лондонской студии. Дирижер сэр Марк Элдер запретил мне слушать существующие варианты: до настоящего момента не было ни одной записи авторской версии Россини. А мы каждую каденцию выверяли, основываясь на его традициях. Звукозаписывающий лейбл Opera Rara отличается высоким качеством и фокусируется на редкостях. С Марком Элдером для них же буду записывать уникальную оперу Доницетти «Отверженные».
Ныне за вами право выбора, что и когда делать?
Альбина Шагимуратова: В полной мере я могу выбирать только репертуар и театры. Но не партнеров, дирижеров и тем более режиссеров. Такой привилегией обладают единицы. Но театр примадонн и премьеров канул в Лету. Сегодня исполнителей собирает режиссер. Реже дирижер. Или гендиректор, когда речь идет о таких компаниях, как Ла Скала или Метрополитен. Но я не жалуюсь: мой рабочий график переполнен. Я даже хочу немного разгрузить расписание, чтобы
Вы многих дирижеров можете назвать великими?
Альбина Шагимуратова: Джеймса Ливайна, с которым я с удовольствием работала в Метрополитен. Его уволили под дурацким предлогом пресловутого харрасмента. Но я продолжаю с ним поддерживать отношения. Он многому меня научил. Он очень любит певцов, что по нынешним временам — редкость. Хотя все выдающиеся мастера, такие как Темирканов, Гергиев, Мути, Ливайн или Марк Элдер, — всегда поддерживают певцов, помогают стать личностями. И поднимают вверенные им театры на недосягаемую высоту.