instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Дмитрий Родионов — об исторических аспектах слияния и разделения театров

Дмитрий Родионов — об исторических аспектах слияния и разделения театров

Газета «Известия», 23 апреля 2019 года

Из нашей истории прекрасно видно, что в основе слияний и разделений театров всегда лежат творческие и организационные задачи, а инициатором таких преобразований выступают художники, обладающие лидерскими качествами. И если говорить об объединении Александринского и Волковского театров, то для меня в этой идее так же приоритетно их мнение. Если лидеры двух ведущих российских театров с согласия своих коллективов решили объединиться и обсуждают некую творческую программу, которую планируют совместно реализовать, то имеем ли мы право вмешиваться в их планы?

А планы эти неожиданно вызвали бурные дискуссии в обществе. Одним из аргументов противников объединения является то обстоятельство, что история новой России в некотором смысле уже пестрит примерами неудачно оптимизированных региональных театральных коллективов. Но давайте пойдем чуточку дальше, заглянем в наше театральное прошлое, посмотрим, как проходили слияния и разделения театров во времена СССР и раньше — в Российской империи. А главное, кто выступал инициатором подобных преобразований?

Весь XIX и начало следующего века вплоть до революции 1917 года конгломерат гостеатров был объединен Дирекцией императорских театров, которой подчинялись Большой, Малый, Мариинский, Новый (ныне РАМТ), Александринский и Михайловский театры. Надо заметить, что они выполнили колоссальную историческую миссию: сформировали фундамент русского театра во всех жанрах — драматическом, оперном, балетном. Целая плеяда блестящих актеров, художников, певцов, танцовщиков была объединена под эгидой Императорских театров. Тогда таланты собирали, лелеяли, воспитывали, хорошо оплачивали. Служить в Императорских театрах было мечтой любого артиста.

Как же управляли таким большим количеством театров, да еще находящихся в разных столицах? Существовала дирекция, состоявшая из московской и петербургской контор. В каждой был штат, как это принято сейчас говорить, менеджеров, которые отвечали за определенное направление — репертуар, финансы, хозяйственную, постановочную части и так далее. Последним директором Императорских театров был Владимир Аркадьевич Теляковский, занимавший эту должность дольше всех предшественников. Профессиональный военный, он тем не менее был художественно образован, владел музыкальными инструментами, сочинял музыку, а жена его была художницей-любительницей.

Теляковский привлек в Императорские театры Федора Шаляпина, из художников — Коровина и Головина. Способствовал деятельности Всеволода Мейерхольда. Он был прекрасным руководителем, умевшим в текущей театральной деятельности находить компромисс между большим количеством амбициозных артистов с их многочисленными разнонаправленными интересами. Умел защищать интересы дирекции перед Министерством двора, которое финансировало Императорские театры. Последние принимали участие во всех знаковых событиях страны, начиная от приема высокопоставленных иностранных лиц и заканчивая коронациями. То есть театры были на передовой линии общественно-социальной жизни. Уровень владения делом требовался высочайший. В том числе и управленческий.

Эпоха Дирекции императорских театров закончилась в революционные дни. Система не изжила себя изнутри — ее развалили извне. Театры распались на самостоятельные единицы. Были революционные дебаты о том, нужно ли вообще сохранять эти культурные институции. Слава богу, победил здравый смысл. Это было бурное время переустройства, отказа от социальных стереотипов, и искусство в этом жерле изменений также было на передовой.

Возникли так называемые академические театры, они были национализированы. Конгломерата уже не было, каждый коллектив получил самостоятельный статус. Хотя в 1920-х годах шла речь о создании ассоциации академических театров. В частности, идею очень активно поддерживал Федор Шаляпин, другие видные театральные персоны, потому что хорошо понимали все плюсы такого объединения — организационные и творческие. Проще вместе было решать общие проблемы. Идея не получила развития, но главное, что она исходила от самих деятелей искусства.

В советское и перестроечное время была масса обратных примеров, когда театры разделялись. В первую очередь по творческим принципам. Классический пример разделительных процессов в театральном мире — разделение МХАТа на МХТ имени Чехова под руководством Олега Ефремова и МХАТ им Горького, который возглавила Татьяна Доронина. Это также разделение Театра на Таганке, от которого отделилась часть труппы во главе с Николаем Губенко, создавшая «Содружество актеров Таганки». Из музыкально-театральной сферы назову разделение Театра Станиславского и Немировича-Данченко и создание в 1991-м «Новой оперы» во главе с Евгением Колобовым.

В основе всех этих преобразований лежал творческий конфликт внутри театров, который решили таким образом. Но главное — все эти изменения не были навязаны, это была инициатива самих деятелей искусства. И государство, и общественность, как мне кажется, шли навстречу творцам, не пыталось искусственно соединить коллективы и заставить их работать под одной крышей, когда творческих оснований для этого уже не было. В случае с Александринским и Волковским театром мы имеем обратный вариант — у них есть желание работать вместе. Давайте уважать решение художников.

Автор — генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина

 

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба