instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

«Каждый театр — отдельное государство»: Владимир Машков — о закрытии театров, кино и учебе

«Каждый театр — отдельное государство»: Владимир Машков — о закрытии театров, кино и учебе

«Будущее России. Национальные проекты», 31 марта 2020 года

Пока по всей России закрыты учреждения культуры, чтобы обезопасить посетителей от распространения коронавируса, творческие работники не сидят без дела, а пытаются с пользой проводить образовавшееся свободное время. Художественный руководитель Московского театра Олега Табакова народный артист РФ Владимир Машков рассказал в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, о жизни в условиях карантина, кукольном искусстве и театральном образовании.

— Владимир Львович, не могу не начать с вопроса о волнующей всех ситуации с закрытием театров в связи с распространением коронавируса. Как Театр Олега Табакова справляется с этим? Чем заняты актеры? Как они поддерживают друг друга?

— Мы не играем спектакли и закончили репетиции, все отпущены на карантин, тем не менее мы на связи. У артистов есть задания, и им есть чем заняться. Что касается актеров, занятых в новых постановках, то мы снимали — всегда это делаем — все репетиции на видео. Дома актеры могут проанализировать записи и продолжать работать над ролью —

— Сейчас многие учреждения культуры стремятся выходить онлайн, максимально использовать цифровые ресурсы. У вашего театра есть такая возможность?

— Мы выкладываем на страницах Театра Табакова в соцсетях мастер-классы, творческие встречи, события из жизни нашего театра, видео которых мы сняли. Связь со зрителями стараемся держать! Основные онлайн-события у нас происходят в школе (Московская театральная школа Олега Табакова. — Прим. ред.). В связи с эпидемиологической обстановкой студенты отправлены по домам, и для них мы сделали программу дистанционного обучения как по курсу среднего образования, так и по профессиональным дисциплинам. Так что встречаемся теперь в онлайн-режиме. Что касается показов спектаклей, к сожалению, мы не можем использовать записи или делать онлайн-трансляции, пока не урегулируем авторские права, а это так быстро не решить. Плюс театр — это отдельный вид искусства, потому что он рассчитан все-таки на живого зрителя и на его присутствие здесь и сейчас. В этом его прелесть, загадка и смысл. То, что сможем, мы, естественно, выложим, а вот основной репертуар, наши спектакли ждут возвращения зрителей в театр — это обязательно произойдет.

— Пока мы этого ждем, давайте вернемся к началу года, когда на сцене Театра Олега Табакова впервые представили детский спектакль «Голубой щенок». Почему появилась необходимость обратиться к детской аудитории?

— Я очень хочу, чтобы наш театр имел самый разнообразный репертуар, чтобы была возможность для абсолютно разных людей побывать и на драме, и на комедии, и на трагедии. Детский спектакль — это прекрасный способ привлечь новых зрителей, а для артистов — новый опыт работы, потому что для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше (смеется). Мы приняли решение делать спектакль с песнями Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, потому что все любили пластинку «Голубой щенок» или мультфильм, любили эту историю. Мне кажется, что у нас она тоже придумана и сделана довольно лихо, так, чтобы всем членам семьи было не скучно. Спектакль добрый, яркий, а для актеров это очень серьезный тренинг, потому что там они и поют, и танцуют, и вообще активно существуют. Это наш первый опыт, и он очень удачный, поэтому будем двигаться дальше, будем продолжать.

— Еще в 2011 году вы учредили детскую премию «Золотой львенок» для артистов кукольных театров. В нацпроекте «Культура» большой упор также делается на кукольные театры. Каким вы представляете будущее этого вида театрального искусства?

— Вы знаете, с работы с куклой, наверное, и начался театр. Как только появилось у человека образное, абстрактное мышление, он создал куклу наподобие себя. С куклы начинается общение между взрослым и ребенком, ребенком и ребенком. Это универсальный друг: если в детстве у тебя появилась кукла, ты больше не будешь одинок. И конечно, кукла — одна из важных связующих нитей с миром большого театра. Я сам вырос в театре кукол, у меня родители отдали ему всю жизнь: мама была режиссером в театре кукол, папа у меня был блистательным актером театра кукол, и на сцену я вышел впервые в театре кукол. Я могу сказать, что это вечный жанр, он очень непростой и для абсолютно преданных этому виду искусства людей. Он очень и конкретен, и абстрактен одновременно и дает огромные возможности.

Есть еще в Новокузнецке фестиваль «Кукла в детских руках», по его итогам я вручаю премию ребятам, которые делают первые шаги в постижении этого вида искусства. Один парень уже даже дважды лауреат. Я очень рад, что премия продолжает существовать.

— Раз мы заговорили про молодежь, хочу спросить вас как руководителя Московской театральной школы Олега Табакова: как, по вашим наблюдениям, обстоит ситуация с театральным образованием? Сильно ли различается уровень подготовки в регионах и в Москве?

— Все зависит от тех, кто передает студентам знания. Очень важно, чтобы это были люди, которые пришли в эту деятельность по призванию, по чувству своему. В нашей школе педагоги актерского мастерства — сами действующие актеры. Это и для артиста полезно, потому что, когда ты объясняешь молодому поколению, что нужно делать и как существовать на сцене, это и тебе помогает в твоей непосредственной работе.

Сейчас очень много платных курсов — я понимаю, у артистов, ведущих их, может быть сложная финансовая ситуация, но мое абсолютное убеждение, что за деньги обучать нашей профессии невозможно. Если говорить о нашей школе, то сейчас мы участвуем в эксперименте по внедрению интегрированной системы обучения. Мы набираем абитуриентов после девятого класса, они у нас будут учиться пять лет и получат высшее образование, поэтому и спрос с них выше. Не все могут соответствовать этим требованиям. Мы сами передвигаемся по стране, лично отсматриваем талантливых, одаренных ребят. Перед этим мы смотрим огромное количество видеоматериала, который они нам присылают. У нас очень много туров. Мы стараемся искать ребят, которые могут стать в дальнейшем нашими партнерами на сцене, а значит, разделить наши убеждения, наши представления о театре. Поэтому мы и набираем раз в два года. А дальше смотрим, есть ли у студентов творческая воля. Это понятие включает в себя волю как силу характера, как желание и как свободу. Если эти три качества соединяются в молодом человеке, значит, у него есть возможность дальше существовать в актерской деятельности.

— Понятно, что качественное образование требуется молодежи, но ведь и профессионалам нужно как-то развиваться, адаптироваться к новым условиям, особенно когда происходят такие непредвиденные вещи, как то, что мы наблюдаем сейчас. По нацпроекту «Культура» проводится переподготовка творческих кадров, в том числе на базе ГИТИСа. Может ли такой обмен опытом с коллегами со всей страны помочь развитию региональных театров и построению единого культурного пространства?

— Понимаете, тут такое дело: у нас пространство общее, но каждый театр — это отдельное государство со своими тайнами, законами и взаимоотношениями. «Внутренностями» театры не соединяются и никогда не соединятся. А наше общее пространство — зритель. Делиться опытом — это прекрасно, но вся наша предварительная работа делается для того, чтобы выйти на сцену, к зрителю. На сцене все видно, ничего не скроешь. Спектакль — это не кино, которое раз и навсегда зафиксированный материал. Если спектакль не становится лучше, он становится хуже, поэтому работа на сцене — это постоянное обучение. У артиста в спектакле разнообразные задачи, они, бывает, усложняются, поэтому актер должен быть всегда в форме. Для этого и существует профессиональное образование. В кино может работать непрофессиональный актер, а в театре работают только профессионалы. А вот для профессионализма нужно постоянно повышать свою квалификацию. В театре работают не только артисты, есть цехи, администрация, и для них очень важно вовремя получать новые знания, технические навыки. Конечно, хорошо, когда эти знания передает человек, понимающий специфику работы театра, — такой опыт может быть очень полезен.

— Какие навыки, по вашему мнению, необходимо развивать в течение жизни актеру? Что лично для вас важно в профессии?

— Самый главный элемент существования актера — это внимание. В самом широком смысле этого слова: внимание к себе, к своему внутреннему миру, к партнерам, к предлагаемым обстоятельствам, к пьесе. За счет внимания мы существуем на сцене здесь и сейчас. Куда направлено наше внимание, туда и направлено наше действие. Второй элемент, о котором говорил Константин Сергеевич Станиславский, называя это стратегическим оружием артиста, — воображение. Оно может привести вас в любые миры. Воображение развивается, оно зависит от того, как мы смотрим на мир, как на него реагируем, наблюдаем, исследуем свои эмоции и чувства, как мы общаемся с книгой, живописью.

— Год назад вы объявили об уходе из кино, но наверняка продолжаете следить за успехами российского кинематографа, который в последние годы собирает значительные суммы в прокате. Как вы считаете, за счет чего удалось добиться этих успехов — качество контента выросло или дает эффект государственная поддержка отечественного кино?

— Кино — это очень дорогостоящее мероприятие. Если говорить о кино, которое идет в кинотеатрах, то оно требует массового зрителя. Конечно, нам далеко пока до выхода на мировой серьезный уровень по вложению денег в кинематограф, тем не менее у нас есть много талантливых людей, появились молодые актеры и режиссеры, которые пытаются привлечь широкую зрительскую аудиторию в кинотеатры. Большие режиссеры, наоборот, довольно часто стали уходить на телевидение и в интернет, искать новые формы общения со зрителем. Вспомнить хотя бы Мартина Скорсезе, который не выпустил свою картину в кинотеатры (речь о фильме «Ирландец». — Прим. ред.), а показал в интернете. Кино будет развиваться, искать свою аудиторию. Поэтому, наверное, развитие любой индустрии зависит от талантливых людей, которые занимаются любимым делом, и от финансовых, технических и организационных возможностей, за счет которых они могут реализовывать свои идеи и проекты.

— Сейчас, к сожалению, закрыты и кинотеатры наряду с театрами, концертными площадками и музеями. Тем не менее, главной целью нацпроекта «Культура» к 2024 году остается увеличение посещаемости учреждений культуры на 15%. Как, по вашему мнению, можно добиться этого показателя?

— Показатель один — хорошие, качественные спектакли, фильмы, выставки, концерты. Зритель идет в зал, включает интернет или телевизор, чтобы получить впечатления. Если люди под впечатлением остаются какое-то время, значит, они будут этим впечатлением делиться. Знаете, как говорят, «настоящая радость — радость разделенная». Когда ты хочешь поделиться своими впечатлениями с другим человеком, тогда количество зрителей может расти как снежный ком. Поэтому самый большой вопрос к нам — тем, кто делает тот или иной продукт, не буду говорить «произведение искусства»: как его оценивают зрители? Если оценивают положительно — показатели растут. Культура ведь и есть некое практическое воплощение духовных и общечеловеческих величин, поэтому все зависит от создателей.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба