instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Новый век БДТ

Новый век БДТ

«Российская газета», 2 февраля 2020 года

В Москве представили книгу о знаменитом театре, а в Петербурге открыли фестиваль Анатолия Васильева.

Не успели окончиться январские гастроли БДТ в Москве, на которых москвичи увидели новую работу Алисы Фрейндлих в специально написанной и поставленной для нее пьесе Ивана Вырыпаева «Волнение», а также спектакль «Крещенные крестами» по прозе выдающегося сценографа Эдуарда Кочергина, как в самом БДТ без разгона начался второй сезон фестиваля современного театра. Он посвящен творчеству легендарного театрального режиссера Анатолия Васильева.

Накануне Анатолий Васильев дал мастер-класс для студентов курса Андрея Могучего, артистов БДТ и молодых петербургских режиссеров. В центре фестивальной программы – спектакль «Старик и море», поставленный к 100-летию Юрия Любимова (продюсеры Валерий Шадрин и Чеховский фестиваль). Премьера в Петербурге была 31 января и 1 февраля. «Никто не мог и предположить в 60-е, когда Любимов создавал Таганку, что он будет заканчивать свою жизнь так трагически, на обочине российского театра...», – сказал Васильев перед открытием.

А 29 января в Каменноостровском театре (Вторая сцена БДТ) состоялся концерт композитора Владимира Мартынова «Машина воспоминаний» и презентация его новой книги «Это чудесный мир, не правда ли? Письма из Петраково».

Завершится этот фестиваль-посвящение 14 февраля в построенном к юбилею БДТ Фанерном театре (его деревянный носик вдается в партер на уровне первого яруса). Там покажут спектакль театра «Тень» и Ильи Эпельбаума «Апокалипсис», в котором голос Васильева звучит наряду с голосами Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Алисы Коонен, Петра Фоменко.

Празднование 100-летия БДТ давно превратилось в нон-стоп-фест. Во время московских гастролей состоялась презентация книги историка культуры, шекспироведа и сценариста Сергея Радлова «БДТ в 20-е. Игра. Судьба. Контекст». Книга посвящена первому десятилетию театра, связанному с именами Блока, Марии Андреевой, Горького, Добужинского, Петрова-Водкина, Кустодиева.

Книга придумана как альбом, рассказывающий о спектаклях. Листая его, не раз ахаешь, открывая неизвестные сюжеты. Такие, например. Пьеса Мережковского «Царевич Алексей» оказалась в репертуаре БДТ в 1920-м, когда автор покинул советскую Россию и успел сказать, что декабристов повесили бы «при Ленине так же, как при Николае Первом». Или вот еще. Первый завлит театра Адриан Пиотровский на допросе 4 сентября 1937 года на вопрос следователя «Что есть формализм?» отвечал: «Формализм есть буржуазное течение, не отвечающее целям и задачам советского искусства». И признавал себя последователем формализма «с 1919 года». Книга Радлова – своеобразный памятник сюжетам из истории театра. А новый век его – на сцене.

Чем так волнует Алиса Фрейндлих?

Среди самых ярких событий прошедших гастролей – спектакль «Волнение». Пьесу Иван Вырыпаев написал и поставил специально для Алисы Фрейндлих. И все два действия, пока идет спектакль, зрителя не покидает чувство, будто он присутствует на исповедальном интервью Алисы Бруновны. Главная героиня – знаменитая писательница Улья Рихте (американка немецкого происхождения с польскими корнями) – почти ровесница актрисы. И ее судьба – послевоенное детство, непростые любовные романы, взрослая всепонимающая дочь, вечная погруженность в творчество, громкая слава – так или иначе «рифмуется» с судьбой самой Алисы Фрейндлих.

Спектакль построен как интервью. С героиней беседует польский журналист (Рустам Насыров). Все в окружении Ульи озабочены «эффектом» этой встречи. Но она легко разрушит все договоренности. Блистательная Улья – Алиса куражится, шокирует и провоцирует. Кажется, актрисе настолько по душе и впору эта роль, будто ответы на вопросы, которые поставил автор, она писала вместе с ним. И размышления о сути искусства, о диалоге автора с читателем (зрителем) звучат без ложного пафоса и нудной зауми.

В спектакле Улья кажется самой юной среди всех. Когда слышишь, как она по-детски откровенна в тех вещах, о которых принято помалкивать, начинаешь понимать: она иного, высшего порядка. Ей позволено.

Как замечательно она морочит голову бедняге-собеседнику! И уверяет: «Это не вранье, это – творчество». На глазах рождается миф. И все пройдет, забудется – а этот вкусный, острый миф останется. Потому что от него идет к сердцам – волшебное Волнение.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба