instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Праздник послушания

Праздник послушания

Газета «Культура», 16 марта 2018 года

Москва открыла торжества в честь великого хореографа Мариуса Петипа. Начали с всероссийской встречи воспитанников балетных школ и училищ. 

Елена ФЕДОРЕНКО

Страна отмечает юбилей гения с размахом, на государственном уровне. 2018 год официально объявлен Годом Петипа. Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 200-летия со дня рождения хореографа. Его имя, давно ставшее мифом, объединило многие институции, направившие свою творческую энергию на подготовку единого многомесячного праздника. В программу вошли разные события: премьеры, возобновления балетов, гала-вечера, выпуск книг, научные чтения и конференции. В Центральном театральном музее имени Алексея Бахрушина открылась выставка «Два века Петипа». Готовилась она долго и тщательно. Более 300 экспонатов из архивно-рукописного наследия хореографа расположены так, чтобы зрители «вошли» в мир Императорских театров второй половины ХIХ века, открыли для себя занимательные и малоизвестные факты из жизни Мариуса Ивановича, в том числе узнали о его авантюрных приключениях.

В день рождения юбиляра стартовал фестиваль российских балетных школ «Посвящение Мариусу Петипа», инициированный Мариной Леоновой, ректором Московской академии хореографии. После трехдневных обменов мнениями и мастер-классов пришел черед кульминации — грандиозному гала-концерту на Новой сцене Большого театра. 250 учеников из балетных школ России танцевали фрагменты спектаклей Петипа.

Вечер стал оммажем грандиозному стилю гения танца, называвшего Россию своей второй и любимой родиной. Картина «Оживленный сад» из «Корсара» — образ балетного рая, пауза в остросюжетной мелодраме о морских разбойниках. Мир женской красоты, ценимой хореографом и в жизни, и на сцене, пиршество классического танца. По записям и нотациям партитуру «Сада» восстановил ученый-аутентист Юрий Бурлака, воплотили — воспитанники Московской академии. Девушки выглядели необыкновенно стильными, красивыми и искренними, солистки Александра Трикоз и Анастасия Дедикина передавали грациозное обаяние пластики. Елизавета Кокорева и летающий Денис Захаров вдохновенно исполнили па-де-де Медоры и Конрада.

Великолепие парадного спектакля имперской эпохи «закрепил» финал гала — многолюдный вальс и адажио принцессы Авроры (Стефания Гаштарска) с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы» Петра Чайковского. Питомцы МГАХ танцевали галантно, аккуратно «проговаривая» причудливые сверкающие прописи композиции. Между двумя впечатляющими роскошью картинами промелькнули устойчивые типы хореографических построений Петипа: от вариаций и дуэтов до ансамблей и кордебалетных картин. Концерт «собрал» все виды сценического танца, интегрированные Петипа в спектакли большой формы: классические, характерные, демихарактерные. Так что гала можно отнести и к познавательным акциям.

Анакреотический па-де-катр «Розарий» из «Пробуждения Флоры» на музыку Дриго студентки Петербургской академии имени Агриппины Вагановой станцевали раскованно и с блеском, особенно хороши — Мария Хорева и Мария Буланова. Огневой «Форбан» и нежное па-де-труа одалисок представили юные артисты из Новосибирска, в якутском pas des esclaves лидировал артистичный Николай Выломов. В адажио из «Спящей красавицы» запомнилась фарфоровая Екатерина Клявина (школа «Гжель»). Полина Афанасьева и Дмитрий Смилевски солировали в па-де-сис из «Эсмеральды» (реконструкция Юрия Бурлаки). Имена этих трогательных учеников предвыпускного класса московской школы стоит запомнить. С пониманием хореографической мысли юные красноярцы провели «Ману» из «Баядерки» Людвига Минкуса.

Студенты из Башкирии пронеслись в живописном «Панадеросе» из «Раймонды» Александра Глазунова, неутомимые москвичи зажгли темпераментом в индусском танце («Баядерка») и очаровали гордым национальным характером венгерского («Раймонда»). Поразительно красивые и редко исполняемые «Танцы часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли воспитанники Пермского хореографического училища исполнили с осторожностью — как ценную реликвию. Концерт сложился в мир фантазий Петипа, где не может быть никаких бед, а красота спасает и дарит гармонией.

Единственный номер программы не принадлежал Петипа. Смелый Борис Эйфман доверил своим несмышленышам вполне взрослый фрагмент из «Красной Жизели». Предчувствия трагедии подросткам трудно передать. В сравнении с сочной и страстной хореографией нашего современника танцы Петипа показались простыми, как мудрость, и ясными, как сама природа, не омраченная «бурями и натисками» цивилизации. В необъявленном состязании балетных школ ярче всех показались москвичи — не потому, что дома и стены помогают, — МГАХ сегодня находится на вершине развития, демонстрируя все преимущества отечественного хореографического образования, редкостную трудоспособность и безукоризненно воспитанный вкус своих питомцев.

 

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба