instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

«Российская газета» — о том, как живут сегодня театры в регионах

«Российская газета» — о том, как живут сегодня театры в регионах

«Российская газета», 20 марта 2019 года

Достали «Из глубины...»
Текст: Олег Корякин

Театры столицы Татарстана порой критикуют за излишний консерватизм, но на местной сцене появляются и современные экспериментальные спектакли.

Я отправился на один из таких — под названием «Из глубины... Художник Винсент Ван Гог». Актеры на протяжении всего действия молчат, зато оживают полотна великого живописца. Жанр постановки определен как «живые картины в одном действии». Главный режиссер ТЮЗа Туфан Имамутдинов перед спектаклем объясняет публике, что за основу взят ранний малоизвестный период творчества Ван Гога. Для него характерны темные и серые тона.

Постановка решена в стиле танца буто, который зародился в Японии в 60-х годах XX века как некая рефлексия на страшные события, которые происходили в стране. Почему именно буто? Хотя бы потому, что сам Ван Гог очень любил японскую гравюру. А во-вторых, танец буто исследует именно темную сторону человека и пытается через движение вывести его в свет.

Итак, сцена здесь, по сути, превращена в огромный холст. Поначалу он пуст — только черный фон. Но вот в правом верхнем углу появляется медный диск солнца, а в левом нижнем — полуобнаженный человек, лежащий на земле. Он начинает изгибаться, потом двигаться в каком-то странном ритме. Движения его замедленны, мимики на лице почти нет. Вступает хор. Он поет фрагменты из писем Ван Гога своему брату Тео. Его можно воспринимать как авторский закадровый текст. Или голос демиурга, находящегося за пределами своего творения.

Удивительным образом с музыкой (композитор — Эльмир Низамов) в мрачный спектакль словно проникают яркие цвета. Она тоже очень странная: то резкая и прерывистая, то плавная, напоминающая церковные песнопения.

Актеры на сцене медленно сменяют друг друга, выстраиваясь в различные композиции. В них угадываются работы Ван Гога: «Крестьянка вяжет снопы», «Пастушка», «Шахтеры, несущие мешки с углем». Впрочем, у режиссера нет цели с точностью скопировать то или иное полотно, устроив этакий аттракцион. Скорее, он пытается раздвинуть рамки картин, дать их персонажам больше свободы.

Пластика актеров завораживает, вводя в легкий транс. Спектакль оставляет светлое чувство.

Уже в гардеробе невольно подслушиваю беседу учениц художественной школы. Увлеченно обсуждают постановку.

— Я успела сделать несколько набросков, — вдруг сообщает одна из девушек. — Позы, конечно, очень сложные были у актеров, и света не хватало...

Что ж, казанскому ТЮЗу явно повезло с юными зрителями.

Что скрывает новый занавес
Текст: Ксения Дубичева

Весну в Екатеринбурге Урал Опера Балет встречает переименованным и в новой одежде сцены: впервые в России занавес украсила картина отечественного классика-авангардиста.

В канун 105-го дня рождения театр изменил несколько громоздкое название «Екатеринбургский театр оперы и балета» на более динамичное и энергичное и соответственно «переоделся». Списали старый бархатный занавес, честно отслуживший 36 лет. На новом сияет солнце, качаются пальмы, мчится всадник и заходятся лаем собаки: это почти 200-метровая увеличенная репродукция полотна «Улица в провинции» классика русского авангарда Михаила Ларионова из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ).

— Неожиданно и дерзко, но к месту, — поделилась впечатлениями с «РГ» зритель Ольга Макарова. — Никакого противоречия с лепниной, бархатными креслами и хрустальными люстрами. Как, помните, в сказке про Буратино: кажется, что за новым занавесом скрывается что-то волшебное.

— Это соответствует нашей идеологии, — объясняет Андрей Шишкин, директор Урал Оперы. — Помимо классических спектаклей, которыми мы гордимся, в театре стали появляться смелые балетные и оперные премьеры.

В «дерзком» оформлении театр, надо заметить, продолжает более чем вековую традицию и одновременно следует передовым тенденциям. Александр Головин, автор одного из самых знаменитых российских занавесов (в Мариинском театре с 1914 года), считал, что занавес — не продолжение архитектуры, а преграда между залом и сценой, выделяющая место действия. С конца прошлого века в Венском театре эту преграду площадью 176 квадратных метров превратили в «арену» современного искусства: каждый сезон ее расписывает выдающийся художник современности.

— Зачинатель авангарда Ларионов — не случайная для театра фигура, он работал сценографом, либреттистом, а однажды даже хореографом. Когда в 1912-м в Екатеринбурге открылся Оперный театр, художник вполне мог бы сюда приехать и оформить занавес, — рассуждает Богдан Королек, помощник руководителя балета.

— Художественная ценность полотна в том, что оно обозначило первые шаги русского авангарда и многое предопределило в его развитии, — отмечает Зоя Таюрова, заместитель директора ЕМИИ. — Весьма радует, что занавес академического театра способствует продвижению этого маленького шедевра Ларионова, как раз остро чувствовавшего несоответствие академической живописной традиции духу своего времени.

Размер оригинала — всего 48×65 сантиметров. ЕМИИ передал Урал Опере юридические права на использование репродукций в рекламной продукции, так что всаднику суждена долгая дорога.

— Театр — это не аксессуар прошлого, — уверен Вячеслав Самодуров, художественный руководитель балета. — Театр — это настоящее и, главное, будущее.

Особенный ТИП
Текст: Наталья Решетникова

В Новосибирске с аншлагом идут спектакли не совсем обычного театра. Многие актеры в нем — люди с ограниченными возможностями.

Первой работой студии «Особенный ТИП» (театральный интеграционный проект) в 2015 году стал спектакль по пьесе знаменитого итальянского драматурга Тонино Гуэрры «Ангел с усами». Следующая работа, «Моя сказка», получилась еще более личной. Участники коллектива уловили общую для всех людей тему — тему любви.

Идейный вдохновитель проекта и руководитель студии «Особенный ТИП» Ольга Стволова в Новосибирске известна многим. Ей было всего девять лет, когда после болезни отказали ноги. Но это не помешало девушке стать общественным деятелем, спортсменкой и инициатором многих проектов, в которые вовлечены люди с ограниченными возможностями.

Вообще, непросто собрать таких актеров на репетиции — у кого лечение, больница, реабилитация, учеба, проблемы с транспортом и так далее. У одного ДЦП, другой — с инвалидностью по слуху, у третьего — серьезный порок сердца. Феномен в том, что все эти люди умудряются собраться, а их работы интересны публике.

— Наверное, все дело в том, что мы откровенны и честны перед зрителем, — говорит Ольга Стволова. — У нас есть несколько постановок, в основе которых личные истории студийцев и профессиональных актеров о том, как им удается сохранить себя в непростом, бушующем мире.

Сегодня в репертуаре «Особенного ТИПа» — около десяти постановок, созданных в том числе в тандеме с драматическими театрами. У ребят нет своего постоянного театрального пространства, приспособленного для них. Спектакли идут в мастерской «Крикливый и Паньков», центре «Этаж».

Два часа в лофте
Текст: Лев Лазаренко (Воронеж)

Театр Михаила Бычкова — Воронежский камерный — не устает удивлять зрителя. Чтобы удивиться в очередной раз, корреспондент «РГ» отправился на хореографическую постановку «Мы» — пластическое переложение знаменитой антиутопии Евгения Замятина.

Танцевальная труппа в драматическом театре — явление редчайшее. На этот эксперимент в Камерном решились осенью 2017-го: тогда был объявлен кастинг. Соискателей на всякий случай предупредили: классические балеты исполнять не собираемся, интересует современная хореография.

...В этот театр приятно приходить задолго до первого звонка. Пять лет назад коллектив обзавелся новым собственным зданием в стиле лофт — и это пространство сегодня активно используется не только для постановок. Здесь же можно купить «профильные» книги или просто посидеть с чашкой кофе в театральном кафе.

— Современный театр в хорошем смысле всеяден, — убежден заслуженный артист России Камиль Тукаев. — Когда танцевальная труппа у нас только формировалась, скептики говорили: да что это за современные танцы на театральной сцене, фу, моветон... А ребята отлично работают, профессионально — посмотрите сами.

Полтора часа в забитом под завязку зале (на люстрах зрители не висели, но в проходах сидели) разыгрывалось действо из жизни общества, где налажен тотальный контроль над человеком. В прочтении Ольги Васильевой замятинский текст, переложенный на язык танца, сохранил свою свежесть и эмоциональность. Все это оценили не только зрители, но и эксперты национальной театральной премии: постановка выдвинута на «Золотую маску — 2019» в двух номинациях — «Лучший спектакль современного танца» и «Работа балетмейстера-хореографа».

«...Призрак» бродит по набережной Фонтанки
Текст: Ольга Штраус

Спектакль — это не то, что происходит на сцене, а то, что происходит между сценой и зрительным залом. Если верить этому утверждению опытных театралов, то спектакль-квест «В поисках загадочного призрака», поставленный в Петербург-Концерте Татьяной Собенниковой, лучше всего включает зрителя в театральный процесс.

Располагается Петербург-Концерт в так называемом Доме Кочневой — одном из старинных зданий Петербурга, выстроенном на набережной Фонтанки, неподалеку от Аничкова моста. Внешне — ничего особенного, но интерьеры Дома Кочневой поражают воображение. К их созданию приложили руки Луиджи Руска, Джованни Скотти.

Анфилада парадных залов Дома Кочневой позволяет создавать уникальные интерьерные спектакли. Декорации здесь практически не нужны: зрители по ходу действия вместе с артистами переходят из одного пространства в другое, участвуя в происходящем.

Таков, например, спектакль «Петербургские квартиры», поставленный Александром Исаковым по популярному когда-то водевилю Федора Кони. Сюжет незамысловат — семья Щекоткиных (актеры Любовь Коняева и Дмитрий Дмитриев) подыскивают новую квартиру. Их перемещение из зала в зал — словно путешествие по семьям петербуржцев XIX века: в каждом зале — своя интрига. Этот водевиль — и комедия положений, и портрет нравов.

Спектакль-квест «В поисках загадочного призрака» рассчитан на детей 8–12 лет и содержит все элементы настоящего прохождения сложного «лабиринта». Известно, что последняя владелица дома Нина Кочнева, получившая в 1912 году диплом лекаря, служила в Императорском институте экспериментальной медицины. «Эликсир живой воды», который она якобы изобрела, по легенде был замурован в стене камина... Но когда эту склянку-экспонат демонстрируют детям, свет неожиданно гаснет. И вот тут начинаются чудеса. Является призрак дома, и, чтобы его умилостивить, детям приходится искать способы прочесть текст, написанный симпатическими чернилами, расшифровывать таинственные знаки.

В Петербурге более ста театров. Среди них совсем юные, чей путь в искусстве только начинается. Недавно, например, увидела афишу спектакля «1898» — в историческом здании на Васильевском острове авторы воссоздают один день 1898 года. В здешнем «трактире» (читай — театре) этот день можно увидеть и глазами мальчишки-полового, и взором студента, зашедшего перекусить, побывать в гостиной у барышни-курсистки и у хозяина заведения. Угощение по историческим рецептам зрителям подадут на музейной посуде. Оно входит в стоимость билета.

Игра в куклы по-взрослому
Текст: Гульназ Данилова

Одной из самых громких премьер в Башкирском государственном театре кукол стала комедия в стиле балаган-travel «Любовное приключение» для зрителей старше 18 лет.

Главным героем стал Петрушка. Не в образе добренького весельчака, в которого он превратился в ходе театральной эволюции, а в своей первоначальной ипостаси — трикстера. Многим вряд ли даже знакомо это слово, обозначающее вечное существо, которое чувствует себя как дома и на земле, и под землей, и в небе. Плут, разрушитель, скоморох, балаганный шутник и весельчак — вот такой у него уникальный набор качеств, от минуса до плюса.

Сюжет придумали артисты Надежда Беззубова и Александр Верхоземский, они же играют все роли, причем Надежда — Петрушку, а Александр — всех остальных. Сценарий написал Владимир Аношкин.

История простая и узнаваемая. Петрушка, разочаровавшись в своей Марфушке, в поисках новой любви посещает разные страны, где знакомится с женщинами, среди которых зритель узнает Софи Лорен, королеву Елизавету, Марию Кюри, Елену Малышеву. На пути к счастью герой попадает во всевозможные ситуации: порой комичные, порой драматичные, смешные и нелепые, из которых удачно выпутывается, например, Смерть прогоняет своей дубинкой. Диалоги полны шуток, порой на грани фола. Ведь Петрушка — балаганный озорник и скабрезник.

Но, несмотря на фривольные моменты и пикантные ситуации, в постановке есть и сатира.

— Все мы помним невероятный, потрясающий кукольный спектакль Сергея Образцова «Необыкновенный концерт». Он шел на сцене не один десяток лет, театр объехал с этой постановкой 24 страны мира и везде имел успех, в первую очередь среди взрослой публики. Следовательно, такие спектакли нужны, — говорит заведующая литературной частью Театра кукол Диана Гараева. — К сожалению, подобных постановок у нас не было уже 30 лет. И это создало среди публики определенный стереотип, что театр кукол — детское учреждение. Отнюдь! В этом мы убедились: на спектакль «Любовное приключение» распроданы все билеты, в зале — аншлаг.

— В Петербургской театральной академии у меня был педагог Александр Янович Стависский. Он меня и «подсадил» на Петрушку. Много лет им бредила, а в прошлом году мы с Александром Верхоземским побывали в Казани на фестивале «Навруз». Там для обучения в секции кукольников была приглашена педагог — режиссер из Новосибирска Эльмира Куриленко. Она познакомила артистов с древним трикстером, который лупит своей дубинкой жен, пьяниц, полицейских и саму смерть. Тогда и созрела идея нашего спектакля, — рассказала Надежда Беззубова о предыстории спектакля.

Кукол, удивительно похожих на свои прототипы, артисты слепили сами, а расписывать и одевать их помогали сотрудники цехов театра. Это было непросто. Так как куклы надеваются на руку, надо добиться такой «посадки», чтобы костюм не перекашивался при движении рук артистов. К слову, «Любовное приключение» — единственный спектакль с использованием перчаточных кукол.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба