instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

В Эрмитаж привезли сокровища, уцелевшие после извержения Везувия

В Эрмитаж привезли сокровища, уцелевшие после извержения Везувия

«Российская газета», 24 апреля 2019 года

Инга Бугулова

Государственный Эрмитаж открыл одну из самых важных и сложных выставок этого года — «Боги, люди, герои». Экспозиция представляет более 200 всемирно известных шедевров из легендарных Помпей и его окрестностей, в I веке погибших под лавой Везувия. «Такие проекты бывают очень редко, я их называю «нигде, кроме как в Эрмитаже», — сказал на открытии директор музея Михаил Пиотровский.

Это — первая большая выставка о Помпеях в России и беспрецедентный проект из всех когда-либо организованных за пределами Италии. Первый этаж Манежа Малого Эрмитажа занимают экспонаты, предоставленные Национальным археологическим музеем Неаполя и Археологическим парком Помпей. Необычный зал переносит вас прямо в римский город: вот площадь с аркой в центре, от нее в стороны разбегаются символические улочки. Можно повернуть направо или налево, но везде будут ждать уникальные артефакты, позволяющие с головой погрузиться в ту или иную сторону жизни великой цивилизации.

Главный бог — Зевс, он же Юпитер, представлен огромным мраморным бюстом. Когда-то он украшал центральный храм Помпей. Юнона и Геба, Марс и Венера, Фетида и Гефест — фресками, обнаруженными в частных домах и храмах, тоже можно полюбоваться в Эрмитаже. Не меньше любили римляне и героев: участника Троянской войны Ахилла, например, запечатлели сразу на нескольких росписях.

Не получится, конечно, пройти и мимо скульптур. Достаточно сказать, что в зале представлен Дорифор («Копьеносец») — произведение искусства, которое уже современниками было признано образцом совершенства, по нему учились мастера эпохи Возрождения. Неподалеку — фигура жрицы Евмахии, к складкам ее одеяния так и хочется прикоснуться: кажется, гладкий мрамор должен оказаться на ощупь мягким, как ткань.

— К античным формам сегодня вновь испытывают интерес. В нашем столетии все тяготеют к гармонии, простоте и вечности. Я не могу даже назвать это шедеврами, это больше чем шедевры, они дают нам почувствовать истины, сохранившиеся веками, — говорит куратор проекта Анна Трофимова.

А взять, например, так любимые римлянами зрелища. В витринах поблескивают замысловатые шлемы, тяжелые бронзовые кнемиды и узорчатые поножи для защиты ног — все то, в чем на арену выходили гладиаторы. Рядом театральный «реквизит» — комические и трагические маски.

Но особенно интересным музейщики называют отдел, посвященный повседневности Помпей. Глиняный горшок для хранения яиц, в котором до сих пор сохранились обломки скорлупок, римский «самовар» — нагреватель для воды с подносом и ручками, — кажется, и сегодня бы стал отличным дополнением для загородного пикника. Фрагменты пола, украшенного мозаикой, настенный орнамент, сосуды для благовоний, мраморные столы — все, что окружало зажиточных римлян. У рядовых горожан прозаичнее: кирки, грабли, серпы, лопаты, садовые ножи... Но и эти самые простые предметы — на вес золота, ведь до раскопок везувианских городов материальных свидетельств об их жизни не было вообще. Незаживающие «раны» от катастрофы демонстрирует большой бронзовый сейф с хитрыми замками — сбоку можно увидеть оплавленные детали.

Впрочем, музейщики называют извержение благом — именно лава запечатала скульптуры и фрески, предметы быта и интерьеры так, что они остались нетронутыми временем. Помпеи оказались в непроницаемом саркофаге, который защищал их от перепадов температур и уж тем более от чьих-то неосторожных прикосновений. Именно поэтому в перспективе виден сам Везувий, который возвышается над экспонатами выставки и ее посетителями.

— Вулкан определил судьбу этих городов, и вместе с тем благодаря ему мы можем сегодня видеть все эти предметы. Везувий — притягательная сила Помпей и этой выставки, — уверена Анна Трофимова.

Подойти к вулкану поближе можно, поднявшись на второй этаж — там представлена небольшая «помпеянская» коллекция Эрмитажа. Составляют ее в основном дары императорскому дому Романовых, часть предметов показаны впервые. В частности, это скульптура из мрамора и бронзы, керамика, произведения из стекла и кости.

Выставка будет открыта до 23 июня.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба