instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

В консерватории устроят «ярмарку талантов»

В консерватории устроят «ярмарку талантов»

Газета «Культура», 13 сентября 2018 года

Елена ФЕДОРЕНКО

18 сентября в Большом зале Московской консерватории пройдет уникальный гала под названием «Alumni. Лучшие выпускники консерваторий России». Автор идеи — руководитель Гильдии академического исполнительства Российского музыкального союза, солистка Московской филармонии, член Совета по культуре и искусству при президенте России Екатерина МЕЧЕТИНА. «Культура» расспросила известную пианистку и педагога о новом важном событии — столичном смотре артистического резерва страны.

культура: Как возникла идея необычной «ярмарки талантов»?

Мечетина: В беседе с профессором Всеволодом Задерацким. Поскольку мы оба имеем отношение к Российскому музыкальному союзу, то решили под эгидой этой замечательной организации провести смотр. Идея-то на поверхности лежала, но ее никто никогда не осуществлял в подобном формате. В России 11 консерваторий. Севернее столицы — Петербург, Петрозаводск, по Волге — Нижний Новгород, Саратов, Казань, Астрахань, на Юге — Ростов-на-Дону, по восточному направлению — Магнитогорск, Екатеринбург и самая дальняя — в Новосибирске. Десять консерваторий могли принять участие в проекте, главный флагман — Московскую — мы рассматривали как принимающую сторону, доброжелательный дом, собирающий гостей. Все радостно откликались на приглашения, и только одна отказалась без объяснения причин. От каждой выступят по два участника, лучшие выпускники этого года. Представлены все исполнительские специальности, включая народные инструменты. По понятным причинам не вошли в программу теоретики, оперно-симфонические и хоровые дирижеры. Мы не формировали жюри, понадеялись на то, что в консерваториях есть профессура и ученые советы, — они лучше знают своих учеников и определят артистов, достойных представить в Москве свою alma mater.

культура: Почему название гала пишется на латыни — alumni? Ведь есть русские аналоги, воспитанник или питомец, например?

Мечетина: Аlumni часто встречается в паре со словосочетанием alma mater, которое никого не смущает и давно не воспринимается как латинизм. Во многих странах alumni используется как определение для выпускников конкретного учебного заведения. Воспитанники ассоциируются с детскими садами, домами, школами; питомцы — с животными. Alumni — мое авторское предложение. Считаю его верным. Придумывать название — огромный труд, я это помню по нашему сургутскому фестивалю «Зеленый шум». Чем термин неожиданнее, тем легче запоминается.

культура: Способно ли выступление молодых артистов на великой сцене повлиять на их дальнейшую жизнь?

Мечетина: Надеюсь, да. Уверена, что организаторы — Российский музыкальный союз — возьмут на себя труд пригласить на концерт журналистов. Проявляют интерес профессионалы, ведь такой смотр задуман впервые, у нас пока нет ясного представления о том, что происходит в регионах, именно в сравнительном эквиваленте. Хотя, конечно, мы устраиваем не конкурс, где будут лучшие или худшие. Все по-своему лучшие, все достойны, и думаю, что для многих профессионалов и меломанов интересно увидеть срез музыкальной культуры.

культура: Как удалось избежать жанровых перекосов? Не опасались, что делегируют только пианистов или вокалистов?

Мечетина: Программа получилась разнообразной. Есть легкий перекос в сторону фортепиано, но так исторически сложилось, что оно имеет право на большее, чем другие инструменты. С ним в афише соперничают скрипка и сопрано. Мне приятно видеть девушку-композитора из Казани, приезжают органисты, домристы, исполнители на ударных инструментах.

культура: Вас уже можно назвать опытной ведущей. Вы сами будете представлять участников?

Мечетина: К «разговорному жанру» меня, можно сказать, подвиг Святослав Бэлза. На фестивале «Crescendo» у Святослава Игоревича случилась накладка: съемки на телеканале «Культура» совпали с концертами. Вот и решили, что я, участница, могла бы попробовать себя в роли ведущей. Поначалу предложение показалось шокирующим. Но я люблю пробовать новое, отказываться не стала, подготовилась и провела. Потом пошли концерты, появился свой фестиваль, с Денисом Мацуевым и Варей Кутузовой, тогда еще маленькой девочкой, мы вели в Большом зале концерт «Новых имен». Ответственным опытом стал юбилей «Crescendo» на сцене Большого театра, потом он вошел в эфир канала «Культура». Есть у меня проект под названием «Ассоциация студенческих клубов классической музыки» и фестиваль «MUSICA INTEGRAL», объединяющий профессионалов и любителей, которые учились музыке, но потом выбрали другие профессии. С удовольствием рассказываю о них со сцены Консерватории, где проходит заключительный гала.

культура: Вечер лучших выпускников 2018 года останется разовой акцией в формате концерта?

Мечетина: У проекта есть шансы стать ежегодным и из концерта превратиться в фестиваль. Посмотрим, каким окажется начало. Хотели, кстати, провести смотр сразу после дипломных экзаменов, запланировали его на 24 июня, но упустили из виду чемпионат мира по футболу, а он, естественно, скорректировал жизнь Москвы, и мы не смогли найти мест в гостиницах для расселения ребят.

культура: Меняются ли эстетика, вкусы, пристрастия молодых профессионалов?

Мечетина: Конечно, например, в отношениях к современной музыке. Ведь она неотъемлемая часть нашего бытия, и глупо себя отгораживать от этого. Когда училось мое поколение, Прокофьев и Шостакович считались современными композиторами. Наверное, справедливо — я поступила в ЦМШ в 1985 году, и прошло всего 10 лет со дня ухода Шостаковича. Сейчас же сильно коробит слух, когда музыку первой половины XX века называют современной. К ней я отношу то, что написано за последние максимум сорок лет, а то и меньше. Происходит у музыкантов трансформация сознания. Меня увлекают те студенты, и их немало, которые интересуются новым. К счастью, и международные конкурсы не дают отвлечься, хотя качество предлагаемых обязательных произведений часто удручает, но иногда попадаются интересные сочинения.

Исполнительская традиция тоже претерпевает эволюционные изменения. Например, уже считается не совсем уместным играть Баха, Моцарта, Бетховена по редакциям, студентам предпочтительнее использовать уртексты. Пятикласснице я бы этого не посоветовала, у нее еще нет исполнительского и вкусового опыта, и вряд ли она в силу возраста способна воспринять сложные музыкантские идеи педагога. По мере взросления нужно отходить от привычных редакций и формировать собственные представления о музыке на основе авторских текстов. Такова точка зрения большинства профессоров Консерватории.

культура: Как поживает Ваш «Зеленый шум» в Сургуте?

Мечетина: Мы расширились, уже неоднократно выезжали в Ханты-Мансийск — столицу округа, посетили и Нижневартовск. Радуемся, что охватили три города, руководство края неоднократно и публично называло «Зеленый шум» главным культурным событием Югры.

В Сургуте нет консерватории, но тем не менее там тоже возникает музыкальное сообщество благодаря замечательной филармонии с творческим, креативным менеджментом. Выпускники местного училища конкурентоспособны — поступают в лучшие столичные вузы. Большинство возвращается в родной город, где созданы хорошие условия для жизни, мощная социальная сфера. Сургут встречает многих артистов и придумывает немало оригинальных проектов. Одним из брендов стал мультижанровый фестиваль искусств «60-я параллель», географическая привязка оправданна — исполнители приезжают из северных регионов России и зарубежных стран.

культура: Расскажите о телевизионной битве квартетов, в которой Вы приняли участие как член жюри.

Мечетина: «Четыре на четыре» — проект замечательный, всем советую не пропускать показов — скучно не будет ни одной секунды. Каждое выступление — маленькое шоу виртуозов. Невероятные костюмы, красиво оформленная студия с эмоциональными болельщиками. От съемок осталось ощущение счастья, надеюсь, оно через экран передастся всем. Это не разовая история, а конкурс. Все крутится вокруг числа «четыре»: соревнуются профессиональные квартеты, в каждой программе их четыре, они проходят четыре круга и исполняют столько же произведений — самых разных по характеру и настроениям, от классики до «легкого» жанра. В жюри нас тоже четверо, ведущий Камиль Ларин — актер театра «Квартет И». Ансамбли различны по составу — вокальные, народные и старинные инструменты, саксофоны и, конечно, привычные струнные. Артисты приехали из больших городов и отдаленных округов. В одном из туров участники соединяются с мэтрами. Посчастливилось и мне сыграть с квартетом-участником — хочется об этом рассказать, но не могу раскрывать всех секретов. На старт вышли 16 коллективов, сейчас осталось восемь, гала еще впереди, победители пока неизвестны.

культура: Вы говорили нашим читателям, что думаете попробовать сыграть джаз. Случилось?

Мечетина: Не хватает времени, этому все-таки надо учиться. Хотя Даниил Крамер нам с Александром Гиндиным, моим партнером по фортепианному дуэту, неоднократно говорил: «Ребята, у вас такая сумасшедшая школа, что джаз научитесь играть быстро». Даже предлагал идею реалити-шоу под названием «Научи классического музыканта играть джаз за две недели». Но пока руки не дошли. Хотя из классики я время от времени стараюсь вырываться — веду концерты, сейчас с Вячеславом Бутусовым, легендарным лидером рок-группы «Наутилус Помпилиус», подготовили новый проект. Игорь Грибков сделал аранжировки знаменитых рок-песен, и они заиграли совершенно другими красками: от стиля прелюдий Баха до реминисценций на романс Рахманинова «Весенние воды». Получился теплый, трогательный спектакль.

культура: Каждый год Вы сочиняете новые сольные вечера. Чего ждать впереди?

Мечетина: Решила отойти от привычных виртуозных программ, которые обязательно включают в себя бравуру в конце каждого отделения, чтобы публика воодушевилась и погромче аплодировала. Готовлю интимный, углубленный, в чем-то медитативный и очень личностный вечер. В первом отделении — Вариации Гайдна, Юмореска Шумана, Ноктюрн Шопена, во втором — Чайковский. Подумала, что можно взять несколько камерных пьес Петра Ильича, их много, и составить цикл. Когда-то он сам сделал так «Времена года» по просьбе Николая Бернарда — издателя известного журнала «Нувеллист». Получились альтернативные «Времена года» — тоже 12 месяцев, 12 характеров, 12 настроений. Просто пьесы другие.

 

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба