Министр культуры РФ — о допустимости мифологизации истории и о «деле Серебренникова»
Интерфакс, 19 июня 2019 года
Москва. 19 июня. INTERFAX.RU — О допустимости мифологизации истории, «деле Серебренникова», ситуации с передачей РПЦ
— Мы хотели бы начать разговор с истории, поскольку у нас были разные министры культуры: и
— Ну, с
А история, книги, публицистика — это просто шло параллельно, как главное увлечение по жизни. Но важно для работы министра вообще не то, депутат ли он, музыкант, актер, музейщик, дипломат или театровед. Работа министра — создавать условия для развития культуры, для работы учреждений, работников культуры, творчества. Развивать отрасль, реализуя политику президента и правительства.
Поэтому для министра важно,
— Все же немного об истории. Интересно ваше мнение: мифологизация истории допустима?
— История мифологизируется всегда и везде. Таковы реалии, и мы должны это принимать. Есть Александр Невский исторический, а есть Невский Сергея Эйзенштейна. По большому счету, мы об историческом знаем немного, а массовое сознание — вообще мало. Зато миф, созданный Эйзенштейном, настолько прекрасен и талантлив, что на советском ордене Александра Невского выбит профиль актера Черкасова. Чтобы не было никаких сомнений. Наверное, единственный такой случай в истории. Для нас Невский — это двухметровый красавец, герой, опирающийся на меч (как на известной картине — словно в застывшем кинокадре). «Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Это совершенно не значит, что
— Если говорить о советском времени, немцы покаялись за преступления нацистского режима — без самобичевания, сохранив при этом достоинство. Не пора ли нам, России, признать ошибки сталинского режима, не перечеркивая славные страницы военной истории? Не мешает ли это нам идти вперед?
— Если мне память не изменяет, начиная с 1956 года и неоднократно позже власть серьезно каялась за сталинские преступления. Вплоть до перестройки и
— Вас часто называют «государственником», человеком, которому чужды либеральные ценности. Вы с этим согласны?
— Совершенно не согласен с тем, что понятия «государственник» и «либеральные ценности» противоречат друг другу. Что такое либеральные ценности? Это ценности свободы. Какой нормальный человек против свободы? Свободы экономической, свободы личной, свободы творчества, свободы слова, свободы иметь и передавать детям собственность, жить так, как ты считаешь правильным, в рамках закона, чтобы не мешать соседям и окружающим? Мне кажется, что образ мыслей любого современного образованного гражданина изначально не может противоречить либеральным ценностям. То же самое касается понятия «государственник». Это,
— Нельзя обойти вниманием «дело Серебренникова». Многие деятели культуры, в том числе на самом высоком уровне, в Совете при Президенте по культуре говорят о том, что при нынешней системе государственных контактов любой администратор может стать потенциальным фигурантом уголовного дела. Как навести в этой сфере порядок, чтобы не ставить под угрозу деятелей культуры и руководителей творческих организаций?
— В части контроля за расходованием бюджетных средств правила достаточно четкие, но местами избыточные, и мы эти проблемы стараемся снимать. Недавно президент подписал закон, который делает ряд послаблений по
Говорить о том, что невозможно работать, не нарушая закон, — некорректно. Можно и нужно работать по закону. Но различные избыточные требования, конечно, необходимо смягчать.
— У вас не было желания встретиться с Серебренниковым, выслушать его аргументы, его позицию?
— Что касается известного уголовного дела — его «аргументы и позицию» должен выслушивать не я, а следствие и суд.
А в части творчества мы общались с Серебренниковым еще в
— А как вы оцениваете сейчас это дело?
— Посмотрим. Стараюсь не давать никаких оценок этому делу, оно находится в суде, и суждения официального лица могут быть истолкованы как давление. Восторгов у меня это дело не вызывает, скажу честно. Это далеко не единственное существующее уголовное дело в сфере культуры, и все они — подчеркну особо — крайне расстраивают. Всегда и везде есть люди, которые совершают ошибки или даже правонарушения. Каждый такой случай должен быть изучен индивидуально, а виновные — наказаны. Но не надо это делать избыточно публично и жестоко, тем более если речь идет о работниках культуры.
Очень важно еще «на подступах» разобраться с теми или иными потенциально уголовными историями. Ведь есть и обратные примеры, не могу, к сожалению, их делать публичными, но они не единичны. Когда нам, благодаря своевременному личному вмешательству высоких чинов правоохранительных органов, удавалось «профилактировать» и во всем спокойно разбираться до возможных «задержаний и посадок». И людей, семьи сохранили, и проблему решили, и деньги бюджетные сберегли, и скандалов избежали.
Особо благодарен, когда в сложных вопросах правоохранители в рамках закона идут навстречу. Считаю, что так они решают двойную задачу: и правильно, честно защищают интересы государства, и спасают человеческие судьбы.
— Недавно общественность бурно отреагировала на планы по передаче зданий
— Нет, там все продумано. У нас же есть условно называемый закон о реституции, по которому, если очень упрощенно, объекты, в которых были храмы, должны быть возвращены церкви, если она обращается к государству. Все эти объекты были в свое время у церкви конфискованы, мы должны понимать это. Поэтому с точки зрения исторической справедливости закон безупречен. Но, как всегда, в любом добром деле есть нюансы. Есть отдельные объекты, которые на протяжении последних 80, 90 лет, и даже более века уже использовались таким образом, что принятие по ним
Если говорить о
— По
— Сейчас этот вопрос будет выноситься на комиссию, посмотрим, обсудим, шашкой махать не надо.
— В последнее время часто звучит тема присвоения звания «народный артист». Мы помним, кто становился народными артистами в СССР, и видим, кто получает «народного» сегодня — возникает ощущение девальвации этого звания. Будет ли изменяться подход к выдаче наград?
— Во многом вы правы. Действительно, в
В культуре произошла, к сожалению, похожая история. Почетные звания в
Когда вводилось звание народного в Советской России и СССР, предполагалось, что народный артист — это живой классик. Первыми были такие масштабные фигуры, как Федор Шаляпин, Константин Станиславский, Владимир
Сейчас действует негласное правило: в среднем не более пяти народных артистов в год. И не более пяти народных художников. Зато вес этого звания вырос просто на порядок. То же касается заслуженных — никаких 400 званий нет, обычно 30–40. При этом считаю, что мы стали больше внимания обращать на регионы, где трудится много очень талантливых людей, но менее «раскрученных», чем столичные звезды. Звание — это большая дополнительная мотивация.
Плюс мы стали очень осмотрительно подходить к представлению на звание народных артистов деятелей
То же было и с государственными премиями. Вспомните, в
— Вы автор исторического романа «Стена», по его мотивам в Малом театре поставили спектакль «Смута». Написанная вами история легла в основу сценария «Собибора». Известно, что вы стали «автором идеи» некоторых отечественных фильмов — блокбастеров. Какие темы, сюжеты занимают вас сейчас? Они могут стать основой для новых творческих замыслов?
— Замыслов много. Проблемы две. Первая — тотальное отсутствие времени. Вторая — практически невозможно перестроиться. То есть даже если время есть — в отпуске, например, — голова думает совершенно о другом. Максимум, что могу —
Приходится ограничивать себя «авторством идеи». Но не подумайте, что я сильно расстраиваюсь. Поверьте, у меня и так 12 часов в день не менее «творчески интересная» работа.