Владимир Овчинников: Уровень пианистов на Конкурсе Чайковского очень высокий
«Российская газета», 19 июня 2019 года
Татьяна Эсаулова
В первый день на вечерних прослушиваниях пианистов в Большом зале Консерватории аншлаг. Выступили канадский, украинский, три российских и три китайских пианиста, исполнившие сложнейшие программы. Член жюри XVI Конкурса Чайковского народный артист России, профессор Московской консерватории Владимир Овчинников рассказал, каким был этот старт.
Владимир Павлович, можно ли в первый день конкурса говорить об уровне его участников?
Владимир Овчинников: Безусловно, должно пройти
Вы прошли немало конкурсных испытаний. Что на первом туре самое сложное для участника?
Владимир Овчинников: Сложностей много, и самая первая — это программа. Ребята играют по три этюда. Обычно выбираются самые трудные: сегодня несколько раз прозвучала Кампанелла, а украинский пианист исполнил сложнейший этюд Листа по Паганини. В мое время играли и по четыре этюда, но сейчас сам тур длится пятьдесят минут, почти час! А на таком серьезном состязании каждая нота имеет значение. В программе представлены не только Бах, но и обязательная венская классика. Сегодня в основном все играли Бетховена, только наш пианист исполнил Гайдна — там сразу была слышна школа. И конечно же, Чайковский! Он как лакмусовая бумага показывает, кто и как понимает русскую музыку.
Здесь можно показать себя с разных сторон — с виртуозной, технической, музыкальной. Но это конкурс! Все находятся в стрессовом состоянии, совершенно невозможно расслабиться. В таких условиях показать свои лучшие стороны суперсложно! Но что приятно, публика принимает конкурсантов очень тепло и восторженно, вызывают по нескольку раз после исполнения, и мы тоже аплодируем с большим энтузиазмом.
Из восьми прозвучавших сегодня сонат Бетховена шесть Аппассионат! Слух не замыливается?
Владимир Овчинников: Иногда такое бывает. Когда все нормально, слушаешь спокойно, но вдруг
Какой сегодня был Чайковский?
Владимир Овчинников: Чайковский был утонченный. Ребята выбирали мало исполняемые произведения и при этом очень сложные. Это здорово и просто удивительно, что стараются играть не то, что популярно, а, напротив, менее известное.
Но с другой стороны, например, ту же «Думку» они играли
Каждый продемонстрировал свою виртуозность, техническую оснащенность, но хотелось, чтобы это было сыграно даже кряжисто, характерно, с присядками! Здесь мне немножечко не хватило разнообразия, русской удали, открытости, широты и, самое главное, глубины этой музыки. Хотелось просто сесть и поплакать с героем этой пьесы, но этого пока что не случилось!
Сегодня были представлены звучания роялей самых разных марок…
Владимир Овчинников: Для нас стал открытием китайский инструмент, он оказался ярким, достаточно разнообразным по тембру, а главное, он заполнял зал и, в
Разочаровал рояль Fazioli, он звучал и на открытии конкурса.
Ваш любимый рояль?
Владимир Овчинников: Ну, конечно же, «Стенвей»! Несмотря на то что дома у меня «Бехштейн» — старый и очень голосистый (иногда приходится даже подушками его обкладывать, чтобы не беспокоить чрезмерно соседей), «Стенвей» дает такую палитру красок звучания, с ним можно разговаривать душевно.