instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Владимир Мединский: «По данным ВЦИОМ, число довольных тем, как развивается культура, увеличилось вдвое»

Владимир Мединский: «По данным ВЦИОМ, число довольных тем, как развивается культура, увеличилось вдвое»

Телеканал РБК-ТВ, 25 сентября 2017 года

Видеоверсия

— Почему, на ваш взгляд, культурная сфера в последнее время стала ареной для громких скандалов?

— Наверное, потому, что внимание прессы привлекают только новости именно такого характера. О программе строительства новых ДК или центров современного искусства в регионах журналисты говорят с меньшим энтузиазмом.

А вот, по опросам ВЦИОМ, число людей, довольных тем, как развивается сфера культуры в стране с 2011 года, увеличилось почти вдвое. Три последних года в нашей стране объявлялись Президентом гуманитарными: Год культуры, литературы, кино. Музеи, театры, кино опять стали модными в хорошем смысле слова.

Посещаемость музеев по сравнению с 2012 годом увеличилась на 41%, а доходы выросли более чем в 2,3 раза, и эта цифра далее растет. В прошлом году гордились тем, что за одну ночь продали 100 тысяч абонементов в Московскую филармонию. В этом году за ночь продали 200 тысяч. Это мировой рекорд.

Доходы федеральных театров почти удвоились, а зарплата выросла на 113% по сравнению с 2011 годом.

Программа по реконструкции и строительству сельских домов культуры оказалась так востребована, что в этом году на эти цели будет выделено 3,2 миллиарда рублей.

Речь идет о сотнях отремонтированных и вновь построенных ДК. Делается это на общегосударственном уровне впервые с 1970-х годов. Еще 1400 домов культуры смогут обновить материально-техническую базу.

По итогам Года кино число зрителей наших фильмов в кинотеатрах достигло абсолютного рекорда начиная с 1991 года — 35 миллионов 200 тысяч. Лучший показатель за 26 лет. На 1 сентября 2017 года из 226 фильмов — 72 в прокате российские.

Кассовые сборы российских фильмов на конец сентября — почти 8 миллиардов рублей (более 19% от общих сборов). К слову, в 2016 году было 8,6 за весь год. Количество зрителей российских фильмов к 1 сентября — 29,1 миллиона (20% от общей посещаемости кинотеатров). Так что надеемся побить прошлогодний рекорд.

Мы активно продолжаем программу кинофикации регионов, открываем при господдержке более 600 современных кинозалов в райцентрах и малых городах, где был полностью уничтожен кинопрокат после 1991 года. Такого не было тоже с 1970-х.

Поэтому я бы не стал концентрироваться на «скандальных» историях. Историй успеха множество. Культура как отрасль стала динамично развиваться и демонстрировать эффективные показатели. И люди сразу на это отреагировали «ногами» и «рублем».

— Министерство культуры Российской Федерации признано потерпевшим по уголовному делу, связанному с хищениями выделенных на проект «Платформа» средств. Речь о 68 миллионах рублей. Планирует ли министерство подавать иск с требованием возместить ущерб?

— Вы не совсем правильно трактуете эту ситуацию. Отсюда и не совсем корректный вопрос. Подобное обращение — стандартная юридическая процедура.

Учитывая, что нашим ведомством в 2011–2014 годах выделялись субсидии, направленные на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта «Платформа», именно Минкультуры России и должен быть возмещен ущерб, нанесенный федеральному бюджету возможными действиями получателя субсидий. При этом окончательный размер ущерба определяется исключительно следствием и, главное, судом.

— В связи с «делом Серебренникова» планируется ли пересматривать систему распределения грантов Министерства культуры и требования к их получателям?

— Да, контроль за расходованием бюджетных средств будет еще более усилен. Мы уже поручили профильным департаментам оперативно внести предложения, чтобы субсидии, которые выдаются творческим организациям, союзам и учреждениям, носили еще более целевой и конкретизированный характер.

— Ваше личное отношение к ситуации вокруг Серебренникова и «Гоголь-центра»?

— У министра не может быть личного отношения к рабочим ситуациям в культурной отрасли. Только должностное. Вы сами назвали Минкультуры «потерпевшим». А работу следствия и отношения «Гоголь-центра» с московскими властями, которые его курируют, мы не комментируем — это за пределами наших должностных компетенций. Уже неоднократно говорил, что ситуация меня очень огорчает. Неприятно, не считаю нужным это скрывать, когда в твоей сфере подобное происходит. Еще печальнее, что приходится говорить не об искусстве, не о задачах и проблемах собственно культурной сферы, а о следственных действиях.

— С чем вы связываете позицию некоторых региональных министерств, рекомендовавших отказаться от показа фильма «Матильда»?

— На прошлой неделе, в среду, было опубликовано мое специальное заявление по этому вопросу. Уверен, вы даже про него что-то писали или говорили — в новостях или в комментариях. Уверен также, что ваши читатели с ним ознакомились. Мы специально готовили заявление с тем расчетом, чтобы оно в наиболее доступной и понятной форме, в максимально широком формате было донесено до общественности. На мой взгляд, там все изложено довольно прозрачно. Поэтому не вижу смысла еще раз ворошить эту тему, которая, будем откровенны, давно вышла за рамки открытого цивилизованного диалога.

В своем заявлении, кстати, высказался и по поводу «инициативщиков» на местах. Прокатное удостоверение действует на всей территории Российской Федерации, и это единственный и исчерпывающий документ. Любые попытки на местах запретить прокат того или иного фильма — чистой воды цензура, которая запрещена Конституцией Российской Федерации. А наша задача — защитить свободу творчества в рамках закона.

— Никита Михалков вышел из попечительского совета Фонда кино. Кого министерство будет рекомендовать на освободившееся место? Кандидатура Алексея Учителя рассматривается?

— Вы как журналисты, специализирующиеся на теме культуры, должны знать, что министерство не управляет Фондом кино. Михалков свою позицию четко мотивировал. Это его право. Тем более что работа в попечительском совете — это общественная нагрузка, здесь важны престиж и репутация, а не зарплата.

При внесении в Правительство РФ проекта постановления к нему прикладывается или заявление кандидата, если это частное лицо, или, если речь идет о представителе какого-либо ведомства, согласие на вхождение соискателя в попечительский совет, подписанное руководителем соответствующего ведомства. Окончательно кандидатуры утверждаются Правительством Российской Федерации как учредителем фонда. Насчет будущих кандидатур — надо принять взвешенное решение.

— По поводу инициативы дать приоритет в прокате отечественному кино — проводило ли министерство консультации с иностранными вендорами, согласны они платить пять миллионов рублей в качестве единовременного сбора за выход фильма в России? Нет ли опасности таким образом ограничить зрителя?

— Введение упомянутого сбора — это очередной шаг в поиске оптимальных механизмов протекционистских мер в отношении отечественного кинематографа. Это попытка выстроить работающий механизм поддержки отечественного кинопроизводителя в конкретном законодательном поле, в конкретных рыночных условиях. Такие меры могут быть временными, но они объективно необходимы. И в той или иной модификации они практикуются во многих странах, например во Франции, Польше, Китае.

Говорить об этом проекте как о свершившемся факте — преждевременно. Мы для того и выносим его на широкое обсуждение, чтобы определить, насколько этот конкретный шаг оптимален и эффективен. Это очередной раунд открытого диалога между министерством и профсообществом. Сюда напрямую относится и пороговая цифра в 100 сеансов. Мы готовы ее обсуждать. Поверьте, ни у кого нет задачи «задушить» авторское, фестивальное или региональное кино.

Не говоря уже о том, чтобы ограничить зрителя. Наоборот, мы активно ищем решения. Однако хотелось бы услышать не просто традиционные стенания и протестные возгласы, а конструктивные, здравые предложения, подкрепленные фактами и расчетами.

Мы ведь довольно долго пытались добиться от киносообщества соответствующих предложений, проводили серию совещаний с представителями компаний, прокатывающих авторское и фестивальное кино. Важно понимать: министерство ничего не «продавливает», мы вместе с коллегами по отрасли ищем оптимальную модель. Именно это и есть задача.

Приведу красноречивый пример. В 2016 году на российские экраны вышел 331 иностранный фильм, в том числе 145 американских. Лишь 10% из них, 33 фильма, собрали в прокате свыше 300 миллионов рублей, при этом на их долю пришлось 93,5% от общих сборов американских фильмов. Остальные, не пользуясь популярностью у зрителей, занимают существенную часть киноэкранов и не оставляют места отечественным картинам. Сейчас дистрибьюторские компании, приобретая права на показ крупных американских релизов, вынуждены покупать его в пакете с десятью более слабыми фильмами. Если часть такого рода фильмов не будет выходить в прокат, оставаясь в свободном доступе в сети и на ТВ, — сильно ли мы потеряем в количестве зрителей? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Повторюсь, если есть другое мнение, подкрепленное не лозунгами, а цифрами, готов и выслушать, и учесть в дальнейшем обсуждении.

— Насколько такая форма сборов позволит увеличить финансирование российского кино?

— Мы рассчитываем, что ежегодные поступления от обязательных сборов составят около 1,4 миллиарда рублей. Собираемые средства будут поступать на счет специального резерва кинематографии при Фонде кино, а контроль за этой частью деятельности фонда будет осуществлять специально созданный наблюдательный совет, который ежеквартально будет получать и рассматривать отчеты о поступивших и израсходованных средствах. Эти средства пойдут исключительно на поддержку отечественной кинематографии. Механизм возврата средств российским картинам — это чисто техническая задача, наш кинопроизводитель не пострадает, наоборот — только выиграет. Равно как и наш кинозритель.

— В 2017 году в федеральном бюджете на культуру и искусство заложили в 30 раз меньше денег, чем на оборону. Но больше, чем на ЖКХ. На ваш взгляд, по уровню финансирования культура все-таки на каком месте должна быть? И вообще государство должно финансировать искусство? Или за образец стоит брать, скажем, американский опыт, где господдержки искусства практически нет?

— Из ведомственных соображений я был бы не против, чтобы нам отдавали 100% госбюджета. Шутка. Ну или хотя бы чтобы культура стояла первой строкой в бюджете. И всякий раз стараюсь выторговать как можно больше. Но как министр культуры, как член Правительства я работаю в тех рамках, которые соответствуют комплексу задач государства.

Государство должно поддерживать искусство. Это и мое глубокое убеждение, и реальная политическая практика во всем мире. Года два назад я специально об этом большую статью написал — во всех подробностях, с историческими примерами и справками из зарубежного опыта. Могу дать ссылку.

Я бы к этой практике и американский образец отнес. Достаточно понимать, как устроено американское государство, чтобы знать: культура там тоже не бесхозная. Она финансируется не из федерального бюджета, а все равно — отчасти — из государственных фондов (штат — это государство, США — это «Соединенные Государства Америки» в дословном переводе). О роли и влиянии Пентагона в развитии кинематографа США — это отдельная тема для статьи. Если вам интересно, можете сами погуглить: как изменилось отношение к американским военным после войны во Вьетнаме к началу XXI века. От ненависти к восхищению за 20 лет — это сильно, за государственный счет, никаких заказных статей, сплошные киношедевры.

Но в еще большей степени — культура финансируется бизнесом, который в Америке и есть основа государства, можно сказать, государствообразующий фундамент.

— На ваш взгляд, имеет ли смысл на государственном уровне расширить объем и способы поддержки и поощрения инвесторов в культуру? Налоговые льготы ввести, например?

— Надо ускорить принятие закона о меценатстве. Это будет важнейшим шагом для привлечения частных инвесторов в культуру. И мы бьемся уже не один год. Но пока он так и завис в Государственной Думе. Сначала этот законопроект был «декларацией о намерениях». И мы искали точки соприкосновения с Минфином. Искали действенный механизм.

Опасения Минфина нам были понятны: под прикрытием меценатства можно уходить от налогов. Будут «наличить», меценатствовать собственным карманным фондам, тут же созданным домашним картинным галереям, и так далее.

Но мы в тяжелейшей дискуссии нашли формулу.

Согласно ей, поддерживаются только госучреждения культуры, а их у нас 99%, при этом в первую очередь учреждения небольшие — краеведческие музеи, районные и областные художественные галереи, провинциальные театры. И поддерживать в рамках уже имеющихся нормативных затрат на рекламу и маркетинг. С принятием этого закона появится больше меценатов среди среднего бизнеса.

Сейчас идет обсуждение закона на площадке Думы. Он пока прошел только первое чтение. Пора перестать топтаться на месте. Неоднократно обращался и в профильные комитеты Госдумы и Совфеда с просьбой поддержать прохождение этого крайне важного для отрасли законопроекта.

И несмотря на это, у нас появляются отличные частные и общественные музеи. И Музей Фаберже, и Институт русского реалистического искусства, Музей иконы Абрамова, музей московских стрельцов Военно-исторического общества; [Леонид] Михельсон вот строит грандиозный центр современного искусства на «Красном Октябре». Крупные компании поддерживают сложные и дорогостоящие, интересные для широкой публики проекты. Бизнес уже поддерживает культуру, без всяких льгот, за что готов каждому меценату сказать отдельное спасибо, попросить для них орден или медаль, сплясать, спеть, станцевать.

Конечно, с принятием закона меценатам разного уровня инвестировать в культуру будет гораздо выгоднее. Поэтому мы за него так ратуем.

— Нам постоянно предрекают, что «скоро не будет ни кино, ни театров, ни музеев — один сплошной интернет». Как вы считаете, онлайн сможет когда-нибудь серьезно потеснить «традиционное» искусство?

— Да-да. «Через 20 лет ничего будет, только телевидение». Встречный вопрос из той же серии: может ли бумага потеснить буквы? Интернет и искусство — это «круглое и зеленое». Интернет — это носитель информации, искусство — это собственно информация. Интернет ничего не теснит. Интернет, наоборот, предоставляет дополнительные технологические возможности продвижения искусства. И министерство всячески поощряет и стимулирует использование этих возможностей.

Портал «Культура.РФ» в прошлом году посетило шесть миллионов человек, в этом году будет 10 миллионов. На портале в свободном и бесплатном доступе — более тысячи фильмов, сотни спектаклей. Кстати, в октябре мы обновим сайт, он станет еще удобнее и современнее.

У нас большая страна, и благодаря современным технологиям жители самых отдаленных уголков могут посетить российские музеи не выходя из дома.

При поддержке Минкультуры России создано 87 виртуальных музеев, они позволяют прогуляться по залам Русского музея, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, изучить коллекцию Эрмитажа и ощутить себя под открытым небом среди шедевров северного зодчества в музее-заповеднике «Малые Корелы».

Часть виртуальных музеев даже поддерживает технологию виртуальной реальности. Полная коллекция представлена на портале «Культура.РФ».

Министерство культуры — одно из самых открытых ведомств и лидер такого направления, как «открытые данные», в Правительстве. В этом смысле задачи министерства и интересы интернет-компаний полностью совпадают: мы вместе стараемся сделать доступной информацию о культурном и историческом наследии. Поэтому ИТ-подразделение министерства занимается построением инфраструктуры сбора информации, которая затем становится мобильными приложениями и интернет-сервисами для граждан. На основе наших данных работают проекты «Яндекса» и Ростелекома.

Весной мы подписали соглашение о сотрудничестве с MailRu.Group и развиваем совместные проекты с социальными сетями «Вконтакте» и «Одноклассники»: создали раздел «Культура и искусство» в обеих соцсетях и организуем трансляции из музеев, театров и филармоний. На этой неделе — онлайн транслировали съемки художественного фильма о создании танка Т-34 прямо с Красной площади.

В апреле этого года нами запущено мобильное приложение «Артефакт» и платформа для создания музейных проектов на основе технологии дополненной реальности. «Артефакт» позволяет узнать интересные детали о картине, достаточно просто навести на нее камеру своего телефона. А еще интернет, как и любая новая информационная технология в прежние века, даже дает возможность создавать новые виды творчества. Сейчас даже кое-какие кинопроизведения, аналог короткометражек, начинают снимать изначально для показа в интернете, с использованием технологий типа гипервидео и пр.

Это не говоря уже об использовании интернета, социальных сетей для создания моды на искусство — это само собой разумеется. До того как мы запустили портал «Культура.РФ», было очень много сомнений и разговоров про «убитую» реальность: якобы люди, посмотрев на портале экспонат, экспозицию или спектакль, в музей и театр не пойдут. Реальность оказалась совершенно другой. Интернет, напротив, создает дополнительные возможности и доступ для людей: увидеть, понять, оценить — и пойти «потрогать руками».

— Пока, судя по всему, процесс обратный: мы видели и «очередь на Серова», и множество других аншлагов в театрах и в выставочных залах. Почему вдруг это произошло?

— Отчасти я на ваш вопрос ответил, когда говорил про интернет и про истории успеха. Интернет и «очереди на Серова» не нужно противопоставлять — это, наоборот, взаимосвязано. Это первое. И второе: да, стимулирование у людей интереса к культуре — и к образцам российского и мирового искусства, и к творчеству современников, и к культурной самореализации — это один приоритетов государственной культурной политики. Естественно, министерство в этом направлении и работает. Так что ничего «вдруг» не произошло.

У нас растет плеяда «культурных менеджеров». Это целенаправленная системная работа министерства. Наша кадровая политика, акцент на критерии эффективности, четкая постановка задач и достижение KPI приносит результаты. Трегулова, Перов, Лошак, Крок, Урин, Гергиев, Бак, Цискаридзе, Могучий, Великанова… Я могу список продолжить. Поверьте, что и сам не сторонюсь никакой работы. Занимаюсь, если нужно, «вручную» продвижением фильма, надеваю каску и иду на стройку, при необходимости и инспекцию санузлов в наших учреждениях культуры провожу. Можете спросить, например, у Могучего. Главное, чтобы дело двигалось.

— 22 сентября на «Аллее правителей» появились новые бюсты: к Ивану Грозному, который вызвал столько споров, добавились в том числе Ленин, Сталин, Горбачев. Реакцию общества можно предугадать. Это сознательная провокация или дань истории?

— О какой провокации вы говорите? Военно-историческое общество открывает аллею, где представлены бюсты всех глав Российского государства — от Рюрика до наших дней. Это, собственно, идея проекта. Идея — да, сознательная. Откуда вы берете предположение о «провокации», я не знаю.

РВИО подчеркивает, что для граждан, уважающих свою историю, равно достойны знания и осмысления все они — просто по занимаемой должности, как бы она в разные эпохи ни называлась. Вы же заметили: их бюсты у нас друг от друга габаритами не отличаются. Нам не столь даже важно, кто правил полвека, а кто пару месяцев, кто вошел в легенды, а о ком только историки и помнят. Все равны. Все — наши. Все — какие есть. И никаких оценок политическим практикам, значимости или идеологическим установкам в данном проекте РВИО не раздает. Николай II и Ленин по соседству в российской истории — и на аллее они по соседству. Ну и Львов с Керенским между ними затесались. Это же просто исторические факты. Упрощая — вы же не убираете из понравившегося вам сериала героя, который не нравится вам. Потому что он влияет на фабулу, сюжет, он — данность. И если попытаетесь убрать его, убьете драматургию, жизнь и контекст.

Поэтому аллея РВИО — это линия непрерывности, преемственности и бесконечности, величия и трагичности истории России, выраженная самым понятным образом — через личности правителей. Ведь мало кто помнит годы царствования того или иного царя или генсека. Но скажешь: «при Петре», «при Екатерине», «при Хрущеве» — и образ эпохи интуитивно понятен практически любому.

А кому эти исторические отрезки милы или наоборот — это дело личных пристрастий и конкретных научных исследований.

— От Рюрика до Ельцина выбрали лишь 33 правителей. По какому принципу?

— Принцип заключен в самом названии — «Аллея правителей», то есть глав Российского государства — законных и легитимных. Даже если кто-то из них и пришел к власти в результате переворота, например многими почитаемая Екатерина Великая, освободитель Европы Александр I Благословенный или Ленин. Да, я знаю, что формально главой Советского государства был не генеральный секретарь ЦК партии, а Председатель Верховного Совета, дольше всех — Михаил Калинин. Но мы все-таки решили в данном случае придерживаться фактической исторической правды.

В мае мы вместе с [Министром образования] Ольгой Юрьевной Васильевой, человеком, очень глубоко разбирающимся в истории, и открывали бюсты правителям дореволюционной России. 22 сентября — лидерам Советского государства. Этот исторический период завершается бюстом первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева.

А следующий — период новейшей истории России — начнется с первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина. Сейчас бюст Ельцина находится в работе, скоро он будет изготовлен, и мы торжественно откроем его отдельно ко дню рождения Бориса Николаевича, 1 февраля, обозначив таким образом отрезок правителей нынешней эпохи, современной.

Почему, спрашиваете, на аллее еще нет Владимира Путина и Дмитрия Медведева? Потому что это историческая аллея, а Путин и Медведев созидают сегодняшний день, точнее — созидают наше общее будущее, не только России, всего мира. Их политические биографии, как вам скажет любой чуть разбирающийся в истории политолог или в политике историк, сегодня в самом расцвете.

вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.10.2016 Дата последнего изменения страницы: 26.09.2017
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Вы находитесь на новой версии сайта Министерства культуры.
Сайт работает в тестовом режиме.
перейти на старую версию сайта
Яндекс.Метрика