instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Сергей Женовач назначен новым художественным руководителем МХТ имени Чехова

Сергей Женовач назначен новым художественным руководителем МХТ имени Чехова

Об этом на совещании в Минкультуры России сообщил Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

В дискуссии приняли участие ведущие художественные руководители театров страны, а также ректоры театральных вузов и актеры МХТ имени Чехова. Среди них — художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин, художественный руководитель Театра Вахтангова Римас Туминас, глава Театра имени Пушкина Евгений Писарев, ректор Театрального института имени Б. Щукина Евгений Князев, ректор Высшего театрального училища имени Н.С. Щепкина Борис Любимов, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, художественный руководитель театра «Студия театрального искусства» Сергей Женовач, актер Владимир Машков и другие.

Участники совещания единогласно поддержали решение Минкультуры России о назначении на должность художественного руководителя МХТ имени Чехова Сергея Женовача.

Вступительное слово Министра культуры РФ Владимир Мединского:

«Судьба Московского Художественного театра нам не безразлична, как и выбор человека, который станет его руководителем. Олег Табаков много сделал для зрительского успеха и материального благополучия театра. Вы знаете, как часто Министерство приводило МХТ в качестве образца экономической эффективности. И фразу Олега Павловича «Пустой театр — явление противоестественное» мы неоднократно цитировали при обсуждении с директорами театров вопросов эффективности. Табаков — и я это говорил неоднократно — был не только гениальным актером, он был эффективным управленцем. Никогда этого не скрывал и всегда этим гордился.

Мы не хотели спешить с назначением нового художественного руководителя, однако полемика, которая развернулась в СМИ и социальных сетях, начала приобретать какой-то болезненный характер. Стали называться имена, людей начали сталкивать друг с другом, появились какие-то «группы влияния». Появились чудовищные рейтинги и голосования — кто должен стать худруком. Это, конечно, недопустимо. Однако среди этой полемики мы услышали и мудрые суждения тех, к кому мы не можем не прислушаться. Это мнения авторитетнейших людей театрального мира.

Один из старейших худруков страны — Марк Захаров первым высказался за то, чтобы МХТ «возглавил обязательно режиссер, не успешный или прославленный актер, а именно режиссер». Соглашусь с ним, что круг режиссеров, которые смогли бы справиться с этой задачей, узок. Многие режиссеры уже создали свой художественный мир в тех или иных театрах и не выражали готовности перейти в МХТ. Между тем, сам Марк Анатольевич, который не смог, к сожалению, приехать, поскольку сейчас находится за пределами Москвы, назвал три имени — Валерий Фокин, Сергей Женовач и Юрий Бутусов.

Потом эту же мысль — о худруке-режиссере — публично или в ходе наших широких консультаций высказали многие из авторитетных представителей театрального цеха. И присутствующий здесь Александр Калягин, председатель СТД. И старейшина театроведческой корпорации Инна Соловьева, десятилетия своей жизни посвятившая изучению истории Художественного театра и преподаванию в Школе-студии МХАТ и ГИТИСе, и Андрей Кончаловский. И многие присутствующие здесь, с кем мы консультировались.

Дискуссия, которая ожидаемо открылась после ухода Олега Павловича, убедила нас, что этому великому театру нужен режиссер, чья успешность очевидна, чей опыт достаточен, а авторитет неоспорим. Режиссер с талантом педагога. И по итогу широких консультаций мы остановились на кандидатуре Сергея Васильевича Женовача — художественного руководителя Студии театрального искусства.

Его творческие достижения отмечены государством — он лауреат Государственной премии, Премии Мэра Москвы — и профессиональным сообществом — около 20 значимых премий. Кстати, сам Олег Павлович высоко оценивал работу Сергея Васильевича и во МХАТе, и в других театрах. Хочу отметить и еще один немаловажный факт. Женовач — это еще и талантливый педагог, заведующий режиссерской кафедры ГИТИСа.

И, наконец, последнее, что я хотел бы сказать сегодня про Сергея Васильевича и что также повлияло на наш выбор. Он многие годы работает с прекрасными профессионалами своего дела — Александром Боровским, Дамиром Исмагиловым и Григорием Габерником. Для театрального мира имена этих людей расшифровывать не нужно.

Приказ о его назначении подписан, но в нем, вне всякого сомнения, будет просьба к художественному руководителю приступить к выполнению своих обязанностей не ранее чем через месяц, 23 апреля, спустя 40 дней после смерти Олега Павловича. Мне кажется, это будет по-человечески. За этот месяц как раз можно будет решить многие организационные вопросы, поближе познакомиться с труппой, с работниками».

Комментарии участников совещания

Валерий Фокин:

«Мне также поступило предложение возглавить театр, но я отказался в пользу Сергея Женовача. Я четко понимаю, что в этой ситуации во главе театра должен встать режиссер. Для меня это совершенно очевидный факт. Это очень тяжелая история, очень сложная, но, конечно, очень ответственная и почетная. Я со своей стороны полностью поддерживаю кандидатуру Сергея Васильевича. Считаю, что это абсолютно правильно. Ему будет сложно, но, на мой взгляд, я считаю, что это все преодолимо».

Лев Додин:

«Если Сергей Васильевич готов совершить этот подвиг, то, конечно, это замечательная идея, потому что он режиссер, который сегодня исповедует идеи очень важные. В МХТ должен быть человек, устремленный в будущее».

Борис Любимов:

«Сергей Васильевич — человек высочайшей театральной культуры. В нем сочетание и автора, и художника, и композитора, и педагога. Он замечательно входит в любой коллектив. Он как никто чувствует автора. Он освоил студийность, а сегодня очень важно, чтобы не умерла студия. Кандидатура Сергея Женовача — блестящая управленческая идея. Пожалуй, одна из лучших за последние годы в театральной жизни Москвы. Это назначение пойдет на пользу не только этому театру, но и развитию театральной культуры в целом».

Григорий Заславский:

«Наверное, Женовач — самая правильная кандидатура. Абсолютная, я бы сказал. Я надеюсь, что кафедру ГИТИСа он не оставит».

Александр Калягин:

«Я пришел в этот художественный театр в 1970-х вместе с Ефремовым, и это было непросто. Сергею Васильевичу нужна будет поддержка и подспорье. От нас она будет всегда. Дай Бог ему удачи».

Владимир Машков:

Олег Павлович готовил своих учеников к очень большой и широкой жизни, и мы стараемся соответствовать тому, какие задачи он ставил перед нами. Сейчас нам главное понять и услышать друг друга. Мне кажется, у нас настало время единения, мы все должны помочь Сергею в этом непростом деле. Мы должны быть внимательны и последовательны в том, что от нас хотели, мне кажется, что у Сергея это получится, главное — это внутреннее желание».

Сергей Женовач:

«Я никогда не рвался руководить большим театром. У меня счастливый период в жизни: потрясающий театр, теперь ставший федеральным; ученики. Создать свой театр, который тебе нравится самому, — это редкая вещь. Поэтому с тех пор, как возникло это предложение, я в смятении. Но раз такие люди оказывают мне доверие, я постараюсь оправдать ожидания. Это очень важно, чтобы рядом были люди, которых уважаешь, у которых учишься. И, когда тебе говорят, что режиссерский цех разрозненный, чувствуешь, что понимание есть, и это дает силу. Для меня, конечно, это предложение было неожиданным. Ситуация непростая, и это всегда, когда происходят перемены, изменения. Есть люди, есть судьбы, здесь нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы раскрыть потенциал тех людей, которые есть в театре, ну а дальше это должно быть развитие. Мы верим в организацию, продолжение и развитие идей Художественно-общедоступного театра.


вернуться к списку статей
Дата создания страницы: 14.10.2016 Дата последнего изменения страницы: 24.03.2018
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба
Яндекс.Метрика