Исследование произведений станковой масляной живописи на деревянной основе и разработка рекомендаций по их реставрации, консервации и хранению
Тема НИР |
«Исследование произведений станковой масляной живописи на деревянной основе и разработка рекомендаций по их реставрации, консервации и хранению» |
Контракт |
№ 1096-01-41 / 06-12от 04.07.2012 |
Исполнитель |
Государственный научно-исследовательский институт реставрации |
Бюджет, тыс.руб. |
1 500,0 |
Завершение проекта |
27.11.2012 |
Подразделение заказчика |
Департамент науки и образования |
Цели работы |
Получение актуальной научной информации о методах и технологиях хранения, консервации и реставрации произведений станковой масляной живописи на деревянной основе и разработка на ее основе рекомендаций для хранителей фондов изобразительного искусства и реставраторов музейных коллекций. Такие рекомендации позволят в дальнейшем создавать для картин, написанных на деревянных основах оптимальные условия хранения, что будет в значительной мере способствовать поддержанию их стабильного состояния на протяжении долгого времени. Особо важным является раздел, посвященный проведению технической реставрации на картинах, основой которых являются деревянные доски. В настоящее время это направление реставрационной деятельности в России развито очень слабо, и по всей стране работает лишь небольшое число специалистов, способных осуществлять такие сложные и трудоемкие виды работ, несмотря на то, что в них существует серьезная потребность. Разработка первичных методических рекомендаций по технической реставрации произведений станковой масляной живописи на деревянных основах может стать начальным шагом на пути к подготовке квалифицированных кадров, чья деятельность будет направлена на работу с памятниками истории и культуры, которые сейчас хранятся в музейных фондах без возможности восстановления и дальнейшего экспонирования |
Ключевые слова |
Реставрация, консервация, станковая масляная живопись, музейное хранение, памятники истории и культуры |
Краткое описание, картинка, отчет |
Еще в книге «Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи» в 1976 году Роза Алексеевна Девина предлагает отождествлять понятия «музейное хранение» и «консервация». Однако они могут считаться синонимичными лишь тогда, когда в фондах хранения и экспозиционных залах музеев созданы условия, идеально подходящие для содержания предметов искусства. При этом, исходя из физико-химических и технологических особенностей каждого материала, необходимо создавать нормальные условия хранения для каждой категории памятников в отдельности. Существует довольно много научной литературы, в которой подробно говорится о создании музейного климата для произведений станковой масляной живописи, включая сведения об оптимальной температуре в помещении, относительной влажности воздуха, чистоты атмосферы и нормах освещения. Однако необходимо помнить о том, что картины могут быть созданы на различных основах (ткань, дерево, металл, картон, бумага), что в значительной степени обусловливает оптимальные условия хранения живописных произведений, созданных в различных техниках. В рамках данной научной работы была поставлена задача определить те специфические условия хранения произведений станковой масляной живописи, которые были бы оптимальными для картин, написанных на деревянных досках. Значительная часть требований к хранению таких памятников обусловлена свойствами древесины, однако основными факторами, влияющими на сохранность живописи на дереве, как и для любой другой, являются температура и влажность воздуха, причем одинаково важное влияние они имеют и на красочный слой, и на основу. |