instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Исследование произведений станковой масляной живописи на деревянной основе и разработка рекомендаций по их реставрации, консервации и хранению

Отчет о научно-исследовательской работе
4 июля 2012
Подписан: Руководитель темы, Зав. отделом станковой масляной живописи ГосНИИР М.С.Чуракова
Текст документа

Тема НИР

«Исследование произведений станковой масляной живописи на деревянной основе и разработка рекомендаций по их реставрации, консервации и хранению»

   

Контракт

№ 1096-01-41 / 06-12от 04.07.2012

Исполнитель

Государственный научно-исследовательский институт реставрации

Бюджет, тыс.руб.

1 500,0

Завершение проекта

27.11.2012

Подразделение заказчика

Департамент науки и образования

Цели работы

Получение актуальной научной информации о методах и технологиях хранения, консервации и реставрации произведений станковой масляной живописи на деревянной основе и разработка на ее основе рекомендаций для хранителей фондов изобразительного искусства и реставраторов музейных коллекций. Такие рекомендации позволят в дальнейшем создавать для картин, написанных на деревянных основах оптимальные условия хранения, что будет в значительной мере способствовать поддержанию их стабильного состояния на протяжении долгого времени.

Особо важным является раздел, посвященный проведению технической реставрации на картинах, основой которых являются деревянные доски. В настоящее время это направление реставрационной деятельности в России развито очень слабо, и по всей стране работает лишь небольшое число специалистов, способных осуществлять такие сложные и трудоемкие виды работ, несмотря на то, что в них существует серьезная потребность. Разработка первичных методических рекомендаций по технической реставрации произведений станковой масляной живописи на деревянных основах может стать начальным шагом на пути к подготовке квалифицированных кадров, чья деятельность будет направлена на работу с памятниками истории и культуры, которые сейчас хранятся в музейных фондах без возможности восстановления и дальнейшего экспонирования

Ключевые слова

Реставрация, консервация, станковая масляная живопись, музейное хранение, памятники истории и культуры

Краткое описание, картинка, отчет

Еще в книге «Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи» в 1976 году Роза Алексеевна Девина предлагает отождествлять понятия «музейное хранение» и «консервация». Однако они могут считаться синонимичными лишь тогда, когда в фондах хранения и экспозиционных залах музеев созданы условия, идеально подходящие для содержания предметов искусства. При этом, исходя из физико-химических и технологических особенностей каждого материала, необходимо создавать нормальные условия хранения для каждой категории памятников в отдельности.

Существует довольно много научной литературы, в которой подробно говорится о создании музейного климата для произведений станковой масляной живописи, включая сведения об оптимальной температуре в помещении, относительной влажности воздуха, чистоты атмосферы и нормах освещения. Однако необходимо помнить о том, что картины могут быть созданы на различных основах (ткань, дерево, металл, картон, бумага), что в значительной степени обусловливает оптимальные условия хранения живописных произведений, созданных в различных техниках.

В рамках данной научной работы была поставлена задача определить те специфические условия хранения произведений станковой масляной живописи, которые были бы оптимальными для картин, написанных на деревянных досках.

Значительная часть требований к хранению таких памятников обусловлена свойствами древесины, однако основными факторами, влияющими на сохранность живописи на дереве, как и для любой другой, являются температура и влажность воздуха, причем одинаково важное влияние они имеют и на красочный слой, и на основу.

 

вернуться к списку документов
Ответственный за наполнение страницы: Министерство культуры Российской Федерации