Наследие Исмаила Гаспринского и тюркский мир (к 100-летию крымско-татарского просветителя)
Тема НИР |
«Наследие Исмаила Гаспринского и тюркский мир (к 100-летию крымско-татарского просветителя)» |
Контракт |
№ 4279-01-41/06-14 от 02.10.2014 |
Исполнитель |
ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» |
Бюджет, тыс.руб. |
500,0 |
Завершение проекта |
31.10.2014 |
Подразделение заказчика |
Департамент науки и образования |
Цели работы |
Цель предлагаемого проекта – изучение наследия Исмаила Гаспринского (1851-1914), выдающегося крымско-татарского просветителя и издателя в контексте изучения вопросов джадидизма и его развития в татарской общественной мысли и других тюркских народов. Пропаганда идей И.Гаспринского направлена на прогрессивное развитие общества, укрепление дружбы славянских и тюркских народов, развитие конфессиональной терпимости христиан и мусульман. Крымско-татарским деятелем были последовательно развиты идеи культурного развития, решения насущных социальных и политических проблем тюркского мира внутри российской государственной целостности. |
Ключевые слова |
джадидизм, крымоведение, тюркология, толерантность, диалог культур (религий, цивилизаций) |
Краткое описание, картинка, отчет |
Проект поднимает глубокий пласт прошлого Крыма в контексте общетюркской, российской и мировой истории. Крым исследуется в разных исторических координатах: начиная от момента «вылета» из материнского гнезда – Золотой Орды и образования Казанского ханства, длительного нахождения в орбите оттоманской и российской империй и до возвращения в Россию. Это разные этапы, разные судьбы Крыма, крымских татар, сплетенных в единую канву прошлого, настоящего и будущего России. В центре исследовательского внимания – личность Исмаила Гаспринского как многогранно-развитой исторической личности. Прослежен весь путь от детства до зрелости. Исходным пунктом реформаторского этапа И.Гаспринского явился 1882 год, когда он впервые обнародовал свои идеи модернизации системы образования. Они органично вошли в концепцию новометодного обучения, разрабатываемую тогда идеологами татарской нации – Шихабутдин Марджани, Каюм Насыри, Гаяз Исхаки, Юсуф Акчура. |