Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации изменений, направленных на повышение эффективности сферы культуры в Ярославской области
Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации изменений, направленных на повышение эффективности сферы культуры в Ярославской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13.03.2013 № 227-п
г. Ярославль
<ред. Постановление Правительства области от 19.04.2013 г. № 415-п>
Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации изменений, направленных на повышение эффективности сферы культуры в Ярославской области
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2606-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить прилагаемый План мероприятий («дорожную карту») по реализации изменений, направленных на повышение эффективности сферы культуры в Ярославской области.
- Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области обеспечить реализацию плана мероприятий, указанного в пункте 1; в срок до 01 апреля 2013 года разработать планы мероприятий по реализации изменений, направленных на повышение эффективности сферы культуры в соответствующих муниципальных образованиях области.
- Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
- Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЁН
постановлением
Правительства области
от 13.03.2013 № 227
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
(«дорожная карта»)
по реализации изменений, направленных на повышение эффективности
сферы культуры в Ярославской области
I. Цели разработки «дорожной карты»
Целями реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации изменений, направленных на повышение эффективности сферы культуры в Ярославской области (далее – «дорожная карта») являются:
- повышение качества жизни жителей Ярославской области путем предоставления им возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством по свободно выбранному ими направлению, воспитание (формирование) подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание условий для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, самореализации и духовного обогащения творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного обмена;
- обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры Ярославской области (далее – учреждения культуры) как результат повышения качества оказания государственных (муниципальных) услуг и достижения целевых показателей их количества;
- развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры;
- повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры Ярославской области (далее – сфера культуры);
- сохранение культурного и исторического наследия Ярославской области, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;
- создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры.
II. Проведение структурных реформ в сфере культуры
В рамках проведения структурных реформ предусматривается:
- повышение качества и расширение спектра предоставляемых государственных услуг в сфере культуры;
- обеспечение доступности к культурному продукту путем информатизации отрасли;
- создание многофункционального культурного центра в одном из «малых городов» Ярославской области - г. Ростове;
- формирование конкурентной среды в сфере культуры путем усиления поддержки творческих проектов;
- создание условий для творческой самореализации жителей Ярославской области;
- вовлечение населения Ярославской области в создание и продвижение культурного продукта;
- участие сферы культуры в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;
- популяризация Ярославской области во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве.
III. Целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры
и меры, обеспечивающие их достижение
№ п/п |
Показатели (индикаторы) |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Динамика посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
2 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
2,6 |
2. |
Увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах библиотек Ярославской области, в том числе включённых в сводный электронный каталог библиотек России (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
16,8 |
6,0 |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
6,4 |
6,5 |
3. |
Увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия |
% |
1,5 |
7 |
12 |
22 |
32 |
42 |
52 |
4. |
Увеличение доли представленных (в различных формах*) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда |
% |
23,5 |
24 |
24,5 |
25 |
25,5 |
26,0 |
26,5 |
5. |
Увеличение посещаемости музейных учреждений |
посещений на 1 жителя в год |
1,35 |
1,35 |
1,4 |
1,4 |
1,45 |
1,45 |
1,5 |
6. |
Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий, проводимых на платной и бесплатной основах (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
5,7 |
5,8 |
5,9 |
6,0 |
7. |
Повышение уровня удовлетворенности жителей Ярославской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры |
% |
70 |
71 |
74 |
78 |
83 |
88 |
90 |
8. |
Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения |
% |
32,5 |
33,0 |
33,5 |
33,7 |
34,0 |
34,4 |
35,2 |
9. |
Увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети «Интернет», в общем количестве библиотек Ярославской области |
% |
40 |
50 |
52 |
55 |
60 |
65 |
70 |
10. |
Увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве музеев Ярославской области |
% |
56 |
62 |
68 |
74 |
80 |
86 |
92 |
11. |
Увеличение доли театров, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве театров Ярославской области |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
12. |
Увеличение средней суммы одного гранта на поддержку творческих проектов в области культуры и искусства |
тыс. рублей |
900,0 |
800,0 |
800,0 |
900,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
13. |
Увеличение объема передвижного фонда ведущих музеев Ярославской области для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях |
единиц |
0 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
14. |
Увеличение количества виртуальных выставок, созданных государственными музеями Ярославской области |
единиц |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
15. |
Увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в Ярославской области** |
процентов по отношению к 2012 году |
0 |
0 |
1 |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
1,7 |
16. |
Количество стипендиатов, лауреатов областных премий, получателей губернаторской выплаты среди выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов |
человек |
220 |
200 |
220 |
200 |
220 |
200 |
220 |
17. |
Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях (концертах, спектаклях, фестивалях, олимпиадах, творческих школах, выставках), в общем количестве детей |
% |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
* Формы представления зрителю музейных предметов:
- на экспозициях и выставках (в музее и вне музея);
- в каталогах, изданиях и публикациях;
- обеспечение доступности в сети «Интернет» (показатель из раздела 2 формы 8-НК).
** В 2012 году в Ярославской области было реализовано 408 выставочных проектов, организаторами которых выступили государственные и муниципальные музеи области и Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Количество выставок, проводимых в Ярославской области, в достаточной степени обеспечивает потребности населения и оптимально для имеющихся в Ярославской области экспозиционно-выставочных площадей.
Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, являются:
- создание механизма стимулирования работников учреждений культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной степени сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг;
- поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров; переобучение, повышение квалификации на основе обновленных квалификационных требований к работникам;
- реорганизация неэффективных учреждений сферы культуры Ярославской области.
IV. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда
работников учреждений культуры
- Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры должны осуществляться с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Учитывая специфику деятельности учреждений культуры, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться библиотеки, культурно-досуговые учреждения и музеи. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов).
- Показателями (индикаторами), характеризующими эффективность реализации мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, являются:
№ п/п |
Показатель (индикатор) |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации |
%
|
58,04 |
58,15 |
64,9 |
73,7 |
82,4 |
91,2 |
100,0 |
2. |
Численность работников государственных и муниципальных учреждений культуры* |
тысяч человек
|
8,3 |
8,3 |
8,3 |
8,3 |
8,3 |
8,3 |
8,3 |
3. |
Фонд оплаты труда с начислениями, обеспечивающий реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 |
млн. руб. |
1523,99 |
1676,36 |
2065,28 |
2598,12 |
3211,27 |
3943,44 |
4795,23 |
4. |
Дополнительная потребность в финансовых средствах на повышение оплаты труда |
млн. руб. |
- |
152,37 |
541,29 |
1074,13 |
1687,28 |
2419,45 |
3271,24 |
5. |
Планируемый субъектом Российской Федерации объем средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (в том числе на 2013-2015 годы) предусмотрен Законом Ярославской области от 27 декабря 2012 г. № 72-з «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов») на обеспечение дополнительной потребности, за исключением дотации из федерального бюджета |
млн. руб. |
- |
145,0 |
305,0 |
481,0 |
674,0 |
887,0 |
1121,0 |
6. |
Планируемый объем средств на обеспечение дополнительной потребности за счет иных источников, включая средства от приносящей доход деятельности |
млн. руб. |
- |
7,37 |
14,92 |
23,45 |
33,27 |
43,45 |
54,93 |
7. |
Дефицит средств, планируемый к покрытию за счет дотации из федерального бюджета |
млн. руб. |
- |
- |
221,37 |
569,68 |
980,01 |
1489,0 |
2095,31 |
* В 2008-2010 годах осуществлена оптимизация сети учреждений культуры, дополнительное сокращение численности работников не требуется.
V. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на заключение «эффективного контракта»
№ п/п |
Мероприятие |
Результат |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Совершенствование системы оплаты труда |
||||
1.1. |
Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры и их руководителей |
правовые акты ДК ЯО, ОМСУ |
ДК ЯО, ОМСУ |
ежегодно |
1.2. |
Проведение мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности |
доклад в Министерство культуры Российской Федерации |
ДК ЯО, ОМСУ, государственные и муниципальные учреждения |
ежегодно |
1.3. |
Разработка порядка определения расчетной штатной численности государственных учреждений сферы культуры на основании типовых отраслевых норм труда с учетом отраслевой специфики в зависимости от объема и качества услуг |
приказ ДК ЯО |
ДК ЯО |
2013-2018 годы |
1.4. |
Внесение изменений в порядки определения нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными учреждениями сферы культуры в части учета норм труда |
приказ ДК ЯО |
ДК ЯО |
2013-2018 годы |
1.5. |
Внесение изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений культуры и искусства и учреждений образования сферы культуры Ярославской области, утвержденное постановлением Правительства области от 09.07.2008 № 339-п «Об оплате труда работников государственных учреждений культуры и искусства и учреждений образования сферы культуры Ярославской области» |
постановление Правительства области |
ДК ЯО |
2013-2018 годы |
2. Создание «прозрачного» механизма оплаты труда руководителей учреждений культуры |
||||
|
Организация мероприятий по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя учреждения культуры, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей |
трудовые договоры с руководителями учреждений |
ДК ЯО, ОМСУ, государственные и муниципальные учреждения |
ежегодно |
3. Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры |
||||
3.1. |
Осуществление мероприятий по обеспечению соответствия работников обновленным квалификационным требованиям, в том числе на основе повышения квалификации и переподготовки работников |
доклад в Министерство культуры Российской Федерации |
ДК ЯО, ОМСУ |
2013-2018 годы |
3.2. |
Проведение мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений культуры в связи с введением «эффективного контракта» |
трудовые договоры работников |
ДК ЯО, ОМСУ, государственные и муниципальные учреждения |
ежегодно |
3.3. |
Представление в Министерство культуры Российской Федерации информации об анализе лучших практик внедрения эффективного контракта, предусмотренного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р |
доклад ДК ЯО |
ДК ЯО, ОМСУ, государственные и муниципальные учреждения |
ежегодно (не позднее 15 июля) |
3.4. |
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов |
постановление Правительства области |
ДК ЯО |
2013-2014 годы |
4. Мониторинг достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников,определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 |
||||
4.1. |
Создание постоянно действующей рабочей группы по оценке результатов реализации «дорожной карты» |
приказ ДК ЯО |
ДК ЯО |
2013 год |
4.2. |
Проведение мониторинга реализации мероприятий по повышению оплаты труда, предусмотренных «дорожной картой» |
доклад ДК ЯО |
ДК ЯО |
15 июля 2013 года, далее ежегодно (не позднее 10 января и 10 июля) |
4.3.
|
Информационное сопровождение «дорожной карты» – организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и других мероприятий |
публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и других мероприятий |
ДК ЯО |
2012-2018 годы |
4.4. |
Подготовка информации для представления в Министерство культуры Российской Федерации об анализе результатов повышения оплаты труда отдельных категорий работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 |
доклад ДК ЯО |
ДК ЯО |
апрель 2017 года |
4.5. |
Подготовка информации в Министерство культуры Российской Федерации о ходе реализации «дорожной карты» |
доклад ДК ЯО |
ДК ЯО |
один раз в полугодие (до 20 января и до 20 июля) |
5. Сопровождение «дорожной карты» |
||||
5.1. |
Разработка и утверждение государственными и муниципальными учреждениями культуры планов мероприятий по повышению эффективности своей деятельности в части оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников (по согласованию с органом исполнительной власти, ОМСУ) |
план финансово-хозяйственной деятельности учреждения |
государственные и муниципальные учреждения культуры |
ежегодно |
5.2. |
Обеспечение методического сопровождения разработки ОМСУ «дорожных карт» в сфере культуры муниципальных образований области |
письмо ДК ЯО |
ДК ЯО |
2013 год |
5.3. |
Мониторинг реализации мероприятий по повышению качества предоставления государственных услуг |
приказ ДК ЯО |
ДК ЯО |
ежегодно |
5.4. |
Разработка ОМСУ «дорожных карт», содержащих целевые индикаторы развития отрасли в муниципальных образованиях области, оптимизацию структуры и определение динамики значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, и средней заработной платы в регионе |
правовые акты ОМСУ |
ОМСУ |
2013 год |
5.5. |
Разработка целевых программ в сфере культуры: - областной целевой программы «Развитие материально-технической базы учреждений культуры»; - ведомственной целевой программы ДК ЯО |
постановление Правительства области, приказ ДК ЯО |
ДК ЯО |
2013 год |
Список используемых сокращений
ДК ЯО – департамент культуры Ярославской области
ОМСУ – органы местного самоуправления муниципальных образований области