instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев

Рекомендации
25 Июля 2014
Текст документа

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 Минкультуры России ведет разработку технических рекомендаций по созданию виртуальных музеев. При разработке виртуальных музеев и модернизации сайта учреждениями музейного типа Минкультуры России рекомендует руководствоваться указанным документом, в его актуальной, на момент проведения работ, версии.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ 

Версия 1.0


1. Общие положения
1.1. Цели и задачи технических рекомендаций

Целью технических рекомендаций является координация и направление деятельности музеев по популяризации коллекций и культурного наследия России, памятников естественной истории, материальной и духовной культуры с помощью современных компьютерных технологий в соответствии с рекомендациями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и приказа Министерства культуры РФ от 19 июля 2013 года № 760 «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на период до 2018 года».

Задача технических рекомендаций — аккумуляция практических советов и лучших практик по организации деятельности учреждений для реализации поставленных целей.

1.2. Термины и понятия, используемые в технических рекомендациях

1) Музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом. (Источник — статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ от 26.05.1996.).

2) Виртуальный музей — интерактивный мультимедийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде.

Базовым критерием отнесения программного продукта к понятию «виртуальный музей» служит реализация определенного набора механизмов взаимодействия с посетителем и показателей:

— механизм презентации экспозиции;

— механизм презентации экспоната;

— механизм представления дополнительной информации;

— показатель языковой локализации;

— показатель доли экспозиционных помещений, демонстрируемых в формате виртуального музея, от общего числа экспозиционных помещений музея;

— показатель доли объектов музейного фонда, представленных в формате виртуального музея, от общего числа находящихся в экспозиционных помещениях, демонстрируемых в формате виртуального музея;

— показатель доступности для людей с ограниченными возможностями.

Каждый из механизмов и показателей может быть отнесен к одному из трех уровней реализации. При этом уровень реализации различных механизмов и показателей может отличаться; другими словами — виртуальный музей может иметь механизм и показатели, реализованные на различном уровне — в зависимости от специфики и возможностей музея.

В том случае если виртуальный музей посвящен крупному музейному комплексу, расположенному на больших территориях, разных зданиях или городах, в который входит несколько самостоятельных крупных музейных объектов / зданий / отдельных значительных коллекций, то предлагается в целях более подробного и развернутого представления экспозиции каждого такого музейного объекта, входящего в комплекс объектов, делать виртуальные музей по каждому из них. Примерами подобных музейных комплексов могут служить Владимиро-Суздальский музей или Государственный исторический музей.

Виртуальный музей, доступ к которому осуществляется через официальный сайт музея, портал «Культура.рф» и другие сайты в сети Интернет, не является частью как официального сайта музея, так и портала «Культура.рф», представляя собой самостоятельное приложение.

3) Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных экспонатов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

4) Виртуальная экспозиция — представление экспонатов, обеспечивающее последовательную демонстрацию логически связанных экспонатов и сопроводительных материалов к ним.

Показ (просмотр) тематического каталога (отдельных экспонатов) может сопровождаться текстом, аудиозаписью и виртуальным экскурсоводом либо комплексом вышеназванных средств.

5) Экспонат — предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

6) Экскурсия — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов экскурсии происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

7) Виртуальная экскурсия — экскурсия по виртуальной экспозиции.

8) Метаданные — структурированные данные, представляющие собой характеристики описываемых сущностей для целей их идентификации, поиска, оценки, управления ими.

9) Контент — содержимое, информационное наполнение.

10) Интерфейс — совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с виртуальным музеем.

11) Деградация интерфейса — изменение интерфейса, вызванное невозможностью отображения элементов интерфейса на ПК пользователя, но при этом обеспечивающее корректную работу основных функций виртуального музея.

12) Веб-приложение — клиент-серверное приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером — веб-сервер. Логика веб-приложения распределена между сервером и клиентом, хранение данных осуществляется преимущественно на сервере, обмен информацией происходит по Сети.

13) Тайловая графика — метод представления больших изображений из более мелких фрагментов одинаковых габаритов. Изображение может быть представлено, с увеличением результирующего размера от слоя к слою.

14) Мультиразрешение — метод представления изображения с изменяемым разрешением, состоящий в представлении вариантов изображения с различным разрешением в зависимости от степени увеличения (масштабирования) изображения, используемой пользователем.

2. Уровни реализации компонентов виртуального музея 

Настоящими техническими рекомендациями вводятся 3 (три) уровня реализации компонентов виртуального музея. Каждый из компонентов виртуального музея может соответствовать различному уровню реализации. Таким образом, некий виртуальный музей в один момент времени может иметь неоднородный уровень развития компонентов. 

Пример состояния развития компонентов виртуального музея 

Компоненты виртуального музея

Уровень реализации компонента

Механизм презентации экспозиции

2

Механизм презентации экспоната

3

Механизм представления дополнительной информации

1

Показатель языковой локализации

1

Показатель доли экспозиционных помещений, демонстрируемых в формате виртуального музея, от общего числа экспозиционных помещений музея

2

Показатель доли объектов музейного фонда, представленных в формате виртуального музея, от общего числа находящихся в экспозиционных помещениях, демонстрируемых в формате виртуального музея

3

вернуться к списку документов
Яндекс.Метрика