Византийский мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения
Тема НИР |
«Византийский мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения» |
Контракт |
№ 1066-01-41/06-12 от 01.06.2012 |
Исполнитель |
Государственный институт искусствознания |
Бюджет, тыс.руб. |
250 |
Завершение проекта |
08.10.2012 |
Подразделение заказчика |
Департамент науки и образования |
Цели работы |
Задача научно-исследовательской работы «Византийский мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения» заключалась в том, чтобы системно рассмотреть и проанализировать один из важнейших феноменов средневековой культуры православного мира - проблему возникновения, функционирования и взаимосвязей больших и малых локальных художественных центров, которые существовали на территории Древней Руси, Византийской империи и сопредельных государств |
Ключевые слова |
Древняя Русь, Византия, православие, художественная культура, православный мир |
Краткое описание, картинка, отчет |
Начальный этап работы над проектом включал в себя анализ отечественной и зарубежной специальной литературы с целью определения состояния научных исследований в данном секторе знаний об искусстве стран византийского мира. С этой целью сотрудники отдела изучали индивидуальные монографии и сборники научных статей, опубликованные как в России, так и за ее пределами, в том числе публикации в таких периодических изданиях как Dumbarton Oaks Papers, Cahiers Archeologique, Зограф, Gesta и др., материалы международных конгрессов по византиноведению, труды Византийского института в Белграде, Института искусствознания в Софии, статьи и монографии, посвященные проблематике данного исследования, недавно отреставрированным и вновь открытым памятникам архитектуры, монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры прикладного искусства (Десятинная церковь в Киеве, Спасский собор в Чернигове, фрески Спасо-Преображенской церкви в Полоцке, фресок в Бетани, Георгиевского собора в Старой Ладоге, Церкви Николы на Липне, Васильевским вратам).
На основе проделанного анализа, материалы которого последовательно рассматривались на заседаниях Отдела древнерусского искусства, были разработаны программа и концепция научно-исследовательской проекта, сформулированы основные проблемы, определены направления дальнейших исследований. Среди наиболее значимых проблем были выделены три: многообразие путей развития в контексте единой стилистической парадигмы; отражение этого стилеобразующего фактора в разных видах и жанрах искусства; максимальный охват разнообразных художественных традиций в границах восточнохристианской культурной окумены. Этой формулировкой и был определен выбор тематики и основных исполнителей проекта.
Государственный Институт искусствознания в лице Отдела древнерусского искусства, имеющий многолетний опыт научного партнерства с научно-исследовательскими институтами, библиотеками и музеями, как российскими, так и зарубежными, взял на себя роль координирующего центра в разработке обозначенных проблем. Особое внимание было отведено разработке новых направлений сотрудничества в данном случае с учеными научно-исследовательских институтов Румынии, Западной Украины, Болгарии, Грузии и Армении. В разработке проекта принимают участие, наряду с сотрудниками Отдела, ведущие научные сотрудники музеев Московского Кремля, ГТГ, Музея имени Андрея Рублева, ГРМ, ГЭ, Института археологии РАН, Института славяноведения и балканистики РАН, МГУ, Новгородского музея заповедника, Музея заповедника в Старой Ладоге, Межобластного научно-реставрационного художественного управления МК РФ, Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а также ученые из научно-исследовательского института искусствознания Болгарской АН, из Института истории искусств в Бухаресте, научно-исследовательского института искусствознания в Львове (Украина). Собранные материалы охватывают хронологический период от V до начала XVIII в.
Основным условием работы над проектом являлся комплексный характер исследований. В поле научного анализа находились произведения архитектуры (пять разработок), монументальной живописи (10 разработок), книжной иллюминации (две разработки), памятники прикладного искусства - мелкой пластики, литургической утвари (две разработки), иконописи (семь разработок). В соответствии с этими блоками строится отчетная документация.
В представленных разработках рассматриваются вопросы трансляции стилистической традиции (материалы проекта охватывают памятники Византии, Палестины, Армении, Грузии, Болгарии, Киевской Руси, Полоцка, Великого Новгорода, Ладоги, Москвы, Твери, Пскова, Западной Украины, Валахии и Румынии, а также памятники, атрибуция которых является предметом научной дискуссии – икона Спаса из собора г. Лана во Франции) и трансформации стилистических и иконографических традиций (материалы Вл.В. Седова, Л.А. Беляева, О.С. Поповой, Б. Пенковой, П.А. Тычинской, Е.М. Саенковой, Н. Козака, Н.В. Пивоваровой, В.А. Гульманова, М. Сабадос); проблемы, связанные с миграцией артелей мастеров (материалы О.М. Иоаннисяна); условия сложения локальных традиций (материалы А.Ю. Казаряна, Т.Ю. Царевской, М.А. Орловой); роль заказчиков в определении облика создаваемых произведений (материалы Г. Герова, В.Д. Сарабьянова, М.С. Медведевой); влияние крупных событий духовной и политической жизни на развитие стиля искусства (материалы Э.С. Смирновой, Л.А. Беляева). |