instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Выставки Карла Гампельна открываются в Музее Пушкина и в Историческом музее

Выставки Карла Гампельна открываются в Музее Пушкина и в Историческом музее

К 225-летию со дня рождения талантливого рисовальщика, акварелиста, живописца, гравера и литографа Карла Карловича Гампельна в Государственном историческом музее и в Государственном музее А.С. Пушкина открываются ретроспективные выставки.

На выставке «Художник Карл Карлович Гампельн» в Музее Пушкина представлены работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея А.С. Пушкина и частных коллекций.

В Историческом музее 20 февраля откроется выставка «Глухой художник». Она организована в рамках партнерского проекта с Государственным музеем А.С. Пушкина. В экспозицию вошло 65 произведений Гампельна из фондов Исторического музея. Большинство работ экспонируются впервые.

Будущий художник появился на свет в 1794 году в Москве и от рождения был глухим. В возрасте шестнадцати лет он был отправлен в Вену, где находился в специальном училище при Императорской Академии изящных искусств (1810–1816). Под руководством известного художника В.Г. Кинингера обучался гравированию.

В 1814 году, во время Венского конгресса, получил от императора Александра I тысячу пятьсот гульденов с дозволением продолжить обучение в Академии изящных искусств еще один год. В 1817 году удостоен от Академии степени «второго художника по гравировальному искусству», а год спустя награжден золотой медалью «за успехи по гравировальному и прочим изящным искусствам».

В 1817 году Карл Гампельн вернулся в Россию полностью сложившимся художником и педагогом. В Санкт-Петербурге он пользовался покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны и президента Императорской Академии художеств А.Н. Оленина. Преподавал рисование и гравирование в Училище для глухонемых (1817–1821). В 1826 году, вероятно из-за суда и следствия по делу декабристов, вынужден был переехать в Москву. В 1827 году он был определен художником в мастерскую команду при Московской военно-рабочей бригаде. В 1838 году Карл Гампельн просил московское Дворянское депутатское собрание о внесении его фамилии в дворянскую родословную книгу, но получил отказ. Дальнейшая судьба художника неизвестна.

Почти все свои работы Гампельн подписывал по-французски Hampeln Sourd-muet, реже по-русски — Гампельнъ глухо-немой, иногда даже ограничиваясь монограммой СН, но неизменно прибавляя Sourd-muet. Выдающийся историк искусства барон Врангель предположил, что художник «очень гордился» своей неординарностью, выделявшей его среди мастеров первой половины XIX века. Так ли это или не так, но именно оригинальная подпись Карла Гампельна стала визитной карточкой художника.

Представленная в собрании Исторического музея значительная коллекция работ Гампельна позволяет показать художника во всем многообразии его творчества. В экспозиции можно видеть карандашные и акварельные портреты, созданные в 1820–1830-е годы, знаменитую гравированную панораму «Гулянье в Екатерингофе 1 мая» (1824–1825), чрезвычайно редкую литографированную серию портретов представителей персидского посольства во главе с принцем Хосров-мирзой (1829), а также уникальную для творчества художника акварель «Закладка Москворецкого моста» (1830).

Отдельный зал посвящен серии малоизвестных жанровых акварелей Карла Гампельна, происходящих из собрания известного московского коллекционера Алексея Бахрушина. Работы, зачастую шаржированные, представляют собой сцены из жизни дворян и молодых офицеров, сюжеты из быта помещиков и крестьян, типы городских обывателей, торговцев, разносчиков, эпизоды разных военных кампаний. Все эти рисунки относятся к началу 1850-х годов, позднему периоду творчества художника, который почти не представлен в российских музеях.

Размещенные на выставке планшеты с переводом на русский жестовый язык текстовых сопровождений выставки сделают ее доступной для глухих и слабослышащих посетителей.

Выставка «Карл Гампельн. Глухой художник» продлится до 13 мая 2019 года.

 

В рамках выставки запланированы лекции «Карл Гампельн и выдающиеся глухие», мастер-классы, авторские экскурсии куратора выставки Евгения Лукьянова (с переводом на русский жестовый язык) и «Диалоги о Гампельне», которые проведут экскурсоводы и волонтеры музея.

24 февраля в 16.00 пройдет лекция «Карл Гампельн и глухие художники России XIX – начала ХХ века», которую прочитает Виктор Паленный - глухой историк, журналист, главный редактор журнала «ВЕС», автор книг по истории и культуре глухих

24 февраля, 31 марта и 7 апреля в 14.00 запланированы мастер-классы по дактилю и жестовому языку. Ведущим выступит Владислав Колесников - куратор программ доступности Исторического музея, сурдопедагог-дефектолог, слабослышащий. 

2 марта, 16 марта, 6 апреля и 27 апреля в 17.30 пройдут мастер-классы по литографии. Занятия проведет художник-график Светлана Бобкова.

10 марта в 15.00 состоится пластический мастер-класс «Диалог с цветом» актрисы Центра творческих проектов «Инклюзион» Ирины Поволоцкой.

29 марта в 17.00 состоится лекция «Что значит быть “глухим художником”?», 30 марта - «Репрезентация образа глухого в кино», 19 апреля  – «Выдающиеся глухие графики XX – начала XXI века», 12 мая в 16.00 пройдет лекция «Ведущие глухие художники России и зарубежья».


вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба