instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

Сергей Перов: «Мы стараемся быть музеем, открытым для всех»

Сергей Перов: «Мы стараемся быть музеем, открытым для всех»

Интернет-издание "Культура Екатеринбурга", 6 июня 2018 года

На днях в Москве завершился XX Международный фестиваль «Интермузей» – 2018, в котором приняли участие более 400 российских и зарубежных музеев. Событие вновь вернуло нас к размышлениям о современной жизни музейной сферы, и за ответами на волнующие нас вопросы мы обратились к директору Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Сергею Перову.

— Сергей Евгеньевич, попробуйте назвать ключевые «теги» российской музейной сферы. Какие тенденции в ее развитии кажутся вам наиболее жизнеспособными? Почему? На всякую ли почву их можно «приземлить»?

— На мой взгляд, тенденции следующие: витальность, интерактивность, доступность, сетевой охват и, конечно же, просветительство.

Под витальностью я подразумеваю небывалое оживление в музейной сфере и отход от старых шаблонов, новые методики работы с материалом. Музейные коллекции все более активно включаются во всероссийские и международные выставочные проекты, которые показывают в ключевых институциях по всему миру, появилось множество образовательных программ. Еще несколько лет назад было трудно представить, что часть музеев выйдет за пределы собственного адреса прописки. Так, появляются новые инициативы, которые привлекают больше зрителей – в Москве для концертов открывается двор Третьяковской галереи, крыша павильона «Рабочий и колхозница» или блошиный рынок на территории музея Москвы. Музейщики – народ особый. С одной стороны, являются хранителями наследия, с другой – его популяризаторами. Но главное, обладателями редкой возможности делать то, что любишь. Именно на людях, горячо вовлеченных и, что называется, болеющих за свое дело, и держится музей – личный фактор очень много значит.

Интерактивность – это опора для будущего музейной сферы. Мы живем в мире мобильных устройств, которые делают нас частью постоянно обновляемого информационного потока, и этот факт трудно игнорировать. Посещение музея или выставки теперь для зрителя находится в той же плоскости, что и окружающая цифровая реальность. Поэтому поход в музей сегодня должен быть не менее увлекательным, чем релиз новой видеоигры. С одной стороны, музейные сотрудники стремятся раскрыть секреты произведений искусства прошлых лет, а с другой – вовлечь зрителя в происходящее в качестве соавтора. Ведь часть произведения зритель достраивает на основе собственного опыта. Зачастую, именно в игровой форме и будучи включенным в процесс, человек открывает для себя новые стороны предмета или произведения.

Доступность. Мы с вами живем в крупных городах, но, увы, не во всех населенных пунктах России есть музеи. Многие россияне знают, что такое картина, только по книгам и учебникам, не говорю уже о произведениях современного искусства. Второй год РОСИЗО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проводит масштабный образовательный проект «Место встречи с искусством». Мы привозим в самые удаленные уголки нашей страны наглядные пособия на основе высокоточных реплик живописных шедевров Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Петра Кончаловского, Юрия Пименова, Михаила Штейнера, Митрофана Грекова, Александра Лактионова и других выдающихся художников. Воссозданные работы в натуральную величину невозможно отличить от оригинала невооруженным взглядом – фонд мобильных репродукций выполнен при помощи высокоточного 3D-сканирования и моделирования. Для жителей отдаленных городов и деревень, где культурная жизнь, чего уж скрывать, небогата, это всегда большое событие. Выставка сопровождается видеолекциями ведущих специалистов Русского музея и семинарами, которые помогают разобраться в материале и приглашают к диалогу об увиденном. В рамках образовательной программы мы проводим конкурс детских рисунков и эссе «Моя картина говорит», в ходе которого с детьми и подростками работают приглашенные педагоги – они учат детей азам изобразительного искусства.

Сетевой охват. В настоящий момент в составе РОСИЗО восемь региональных филиалов в Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Томске, Екатеринбурге, Саратове, Самаре, Владикавказе, благодаря которым нам удается аккумулировать знание о региональной художественной ситуации, вырабатывать экспертизу, поддерживать и стимулировать к развитию арт-среду на местах. Исторически так сложилось, что у РОСИЗО большой опыт работы в регионах: четверть века назад мы осуществляли госзакупки работ художников через Комбинаты союза художников РСФСР и распределяли их в музейные коллекции по всему Советскому Союзу. Сегодня РОСИЗО вновь берет на себя функцию поддержки и популяризации отечественного искусства, в том числе и современного. Готовимся к запуску нового этапа масштабного исследовательского проекта «НЕМОСКВА», который должен расширить наши знания о нестоличной художественной ситуации – география проекта простирается вдоль Транссибирской магистрали, охватывая более 100 российских городов.

— Традиции и инновации: какое соотношение этих подходов кажется вам оптимальным в организации деятельности современного музея?

— Критерием выступает соотношение профессионального уровня проекта и его уместности в контексте современности: речь идет о встраиваемости в способности музея реагировать и отвечать на вызовы времени. Музейная, историческая составляющая не должна быть неприкасаемой реликвией или тайной за семью печатями, она должна работать, быть раскрыта и интерпретирована средствами культурной антропологии. Постоянные экспозиции музеев зачастую ориентированы на темпоральный подход, который разыгрывает драматургию определенного исторического периода, в свою очередь, периодические выставки фокусируются на актуальном ракурсе, теме и проблеме.

— Насколько настроены российские музеи (и конкретно ваш музей) на партнерские отношения с различными институциями? Какие проекты вы считаете яркими примерами такой открытости и взаимопомощи?

— Мы открыты для любого сотрудничества. Союз «РОСИЗО» и Государственного центра современного искусства уникален тем, что поддерживает как традиционные виды визуального искусства, так и его экспериментальные формы. Диапазон наших проектов широк и часто включает синтез традиционного и современного искусства, междисциплинарные проекты. Например, выставка «Время кино» на ВДНХ, объединяющая фильмы золотого фонда советского/российского кинематографа и произведения современных российских художников, и выставка «Всегда современное. Искусство XX—XXI вв.», представляющая знаковые произведения художников за более чем 100 лет. Картины на выставке принадлежат к разным стилистическим направлениям и написаны в разные периоды истории страны, но при этом не только не противоречат друг другу, напротив – вступают в диалог: работы наших дней продолжают художественные традиции предыдущих поколений. Это и совместная с Политехническим музеем выставка «Космос: рождение новой эры» – захватывающий рассказ о том, как Россия всего за несколько десятилетий смогла превратить давнюю мечту человечества о космических полетах в реальность. От идей русских космистов, рисунков Циолковского и великого конструктора Королёва – до космических аппаратов, поднявших нас на околоземную орбиту и готовых нести к другим планетам. Любая биеннале невозможна без тесного сотрудничества с другими институциями, в том числе и с локальной художественной средой, а мы участвуем в организации сразу нескольких таких масштабных событий, включая Московскую международную биеннале молодого искусства (совместно с Московским музеем современного искусства), Ширяевскую биеннале в Самаре, Уральскую Индустриальную биеннале современного искусства в Екатеринбурге. При всей направленности в будущее и на развитие contemporary art мы не забываем и про традиционные практики, например, про историческую пленэрную практику в городе Хвалынске Саратовской области, или декоративно-прикладное искусство, лаковую миниатюру и народные промыслы по всей стране.

— Размытость музейных границ, полижанровость в музейном пространстве – какие перспективы и риски вы видите в этих приметах времени?

— Я вижу множество новых возможностей для зрителя и множество новых вопросов для специалистов. Терминология, определение новых тенденций – всегда за первооткрывателями-практиками и пионерами-теоретиками. Их произведениями, манифестами и терминами, возможно, будут точно обозначены тезисы сегодняшнего дня. Риски – только в нарушении границ правовых норм. Остальное можно будет увидеть лишь с исторического расстояния, лет так через 50-100.

— За счет чего существует ваш музей? Какую часть в его бюджете составляют деньги государства? Какие источники финансирования вы привлекаете самостоятельно?

— Основная часть бюджета субсидируется государством, а также привлекаются средства партнеров и спонсоров, которым мы очень благодарны. Кроме того, мы ведем предпринимательскую деятельность, оказывая услуги по подготовке выставок для российских и иностранных партнеров, услуги реставрации, оформления художественных произведений.

— Сформулируйте, пожалуйста, основные принципы стратегического плана развития вашего музея?

— Продвижение российского культурного наследия, которое включает как традиционное искусство, так и contemporary art, в региональные центры и самые отдаленные уголки нашей страны, а также участие в различных международных проектах. Поддержка молодого искусства и создание условий для развития художественной среды для молодых художников. Развитие достойного уровня культурной жизни и художественной ситуации в субъектах Российской Федерации благодаря инструментарию сети филиалов. Исследование актуальной художественной ситуации, выработка экспертизы и архивирование знаний о ней.

— Какими критериями эффективности вы руководствуетесь?

— Наша миссия, помимо прочего, состоит в том, чтобы привлечь к культурному досугу как можно больше людей, привлечь новую аудиторию в сферу культуры. Критерии могут быть стандартными – посещаемость, актуальность, медийный резонанс, профессиональные премии… Но лучший показатель эффективности — когда по окончании выставки или лекции видишь в книге отзывов или в социальных сетях вопрос: «А когда будет следующая?».

— Сталкиваетесь ли вы со стереотипами восприятия музейной деятельности и как работаете над созданием имиджа?

— Главный распространенный стереотип: музей – это что-то неживое и заскорузлое, интересное только узкому кругу заинтересованных. Сегодня это совсем не так. Обладая поистине уникальной коллекцией искусства, охватывающей почти 100 лет, мы в том числе ставим перед собой задачи исследовательского характера: определить, что же на самом деле обозначает термин современное актуальное искусство, касается ли он только актуальных художественных практик или скорее относится к искусству, созданному нашими современниками? Какое место в современной истории искусств занимает художник, следующий линии традиционного искусства?

— Зачем аудитория приходит в ваш музей? С помощью каких инструментов вы исследуете ее интересы и активность?

— К нам приходит не просто аудитория, а разные типы аудиторий и у каждой из них свои цели. Для подростков целью могут быть новые знания, а для взрослой аудитории – скорее новые эмоции. Исследованием своих аудиторий мы занимаемся серьезно. К примеру, команда екатеринбургского филиала в течение 2017 года совместно с партнерами провела социокультурное исследование аудитории современного искусства в крупных городах России. Доклад с результатами этого исследования был представлен на Международном фестивале «Интермузей-2018». Хотя исследование и показало ожидаемый результат: обобщенный портрет посетителя выставок современного искусства – молодая и хорошо образованная женщина, но статистически преобладающее большинство – еще не вся аудитория. К нам приходит и совсем юная публика, и взрослая, как за развлечениями, так и – цитирую опросник – «поразмышлять о современности». Нас часто упрекают за то, что выставки современного искусства ориентированы только на диалог с профессионалами арт-сцены, а обывателю может быть «непонятно». Но это не так. Скорее мы стараемся держать определенную профессиональную планку, но не замкнуты только на общении с арт-коммьюнити. Мы стараемся быть музеем, открытым для всех. И сейчас эта открытость как никогда востребована, вышеупомянутое исследование показало, что сотрудники музеев и кураторы часто находятся в плену собственных иллюзий о публике, а настоящая аудитория музея гораздо шире.

— Реализует ли ваш музей инклюзивные проекты? Насколько он сегодня доступен для людей с ограниченными возможностями здоровья?

— С посетителями с ограниченными возможностями здоровья мы давно работаем. В основном филиалы делают точечные спецпроекты в сотрудничестве с региональными обществами инвалидов. Большая работа ведется в Волго-Вятском филиале, там действует целый ряд постоянных программ: пространство адаптировано для маломобильных посетителей; для слепых и слабовидящих организованы интерактивные экскурсии и мастер-классы; для глухих и слабослышащих работает клуб жестового языка, проводятся экскурсии на жестовом языке; для взрослых людей с психическими расстройствами и сохранным интеллектом в рамках клуба «Вместе» запущена реабилитационная программа арт-терапии; для семей, в которых растут дети с расстройствами аутистического спектра в сотрудничестве с Центром психологического консультирования «Равновесие жизни» организован «семейный выходной». У других филиалов успехи пока скромнее, но, например, в Москве в рамках Творческих студий ГЦСИ художник Вероника Павленко ведет мастерскую «Особые художники» для людей с особенностями развития, в которой уже несколько лет занимаются 16 студийцев. Их работы регулярно участвуют в художественных выставках, а сувениры от мастерской пользуются неизменным успехом. РОСИЗО ставит перед собой задачу в 2018 году начать разработку собственной инклюзивной программы, чтобы расширить спектр уже существующих практик. Разработка программы должна включать исследование новейших практик в области социальной адаптации инклюзивных групп, обобщение опыта российских и зарубежных коллег и использование сетевого потенциала РОСИЗО для создания авторских методик по работе с аудиторией с особенностями развития. В целом задача намного шире, чем просто обеспечить доступ на выставку – нужно сделать пространство физически и эмоционально комфортным.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба