instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

В Эрмитаже проходит выставка редких изданий, иллюстрированных выдающимися художниками

В Эрмитаже проходит выставка редких изданий, иллюстрированных выдающимися художниками

1 июня 2018 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Ар-деко. Книги из собрания Марка Башмакова», на которой представлены около 100 редких изданий, иллюстрированных выдающимися художниками.

Выставка в Эрмитаже — первая в России и редкая в мировой практике попытка показать широкий круг изданий, представляющих французское книжное ар-деко. Она продолжает серию выставок из собрания петербургского ученого и коллекционера Марка Ивановича Башмакова, начатую в 2013 году. Как и в предыдущих случаях, книги из этого богатейшего собрания составили основу экспозиции; с ними соседствуют издания из фондов Эрмитажа.

Представление об ар-деко как об особом направлении в искусстве периода между Первой и Второй мировыми войнами сложилось полвека назад. С тех пор круг описываемых этим термином явлений неуклонно расширялся. В многочисленных публикациях, посвященных ар-деко, речь идет прежде всего о прикладном искусстве, моде и костюме, об архитектуре, плакате, живописи, скульптуре. Иллюстрированные книги, как правило, занимают в них достаточно скромное место. Это кажется удивительным, учитывая, что на парижской Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes) 1925 года, к названию которой восходит термин Art Déco, искусству книги был посвящен отдельный павильон.

Экспонаты выставки «Ар-деко. Книги из собрания Марка Башмакова» делятся на пять основных групп. Вводный раздел составили книги, в оформлении которых проявились принципы ар-нуво (предшествующего ар-деко направления) — работы Эжена Грассе,  Мориса Дени, Огюста Лепера. Во вторую часть вошли журналы, альбомы и альманахи, иллюстрированные в 1910-х — начале 1920-х годов мастерами зарождающегося ар-деко, — Gazette du Bon Ton, Feuillets d’art, Modes et manières d’aujourd’hui. Основной блок экспонатов включает и общепризнанные образцы ар-деко, и работы художников, принадлежность которых к этому течению не столь очевидна; главное место занимают книги Жоржа Барбье, Франсуа-Луи Шмида, Сильвэна Соважа, Жана-Эмиля Лабурёра. Еще одну группу образуют близкие к ар-деко издания 1920-х годов. В нее вошли книги десятка мастеров; можно выделить работы Фернана Леже, Хуана Гриса, Андре Лота, Кеса Ван Донгена, Антуана Бурделя. Заключительный раздел, объединяющий несколько изданий 1930–50-х годов (книги Анри Матисса, Андре Дерена, Рауля Дюфи, Антони Клаве), ставит вопрос о том, в какой мере наследие книги ар-деко проявляется в livre d’artiste («книге художника») середины XX века.

Куратор выставки — научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Витальевич Балан.


вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба