instagram (1)
Министерство
Министерство
Деятельность
Деятельность
Контакты
Контакты
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому

«Хуциев обладал даром индивидуального взгляда на мир»

«Хуциев обладал даром индивидуального взгляда на мир»

ТАСС, 19 марта 2019 года

Соболезнования и воспоминания о режиссере — в материале ТАСС

19 марта стало известно о смерти Марлена Хуциева. Режиссер умер на 94-м году жизни. Каким запомнили народного артиста СССР — в материале ТАСС.

Хуциев обладал индивидуальным взглядом на мир и индивидуальным мироощущением, сказал ТАСС режиссер, народный артист РФ Владимир Хотиненко.

«Когда мы начинаем говорить про вклад того или иного человека, это все достаточно дежурно, но в данном случае все фильмы, которые снял Марлен Хуциев, — это картины, которые являются вкладом не только в наше, но и в мировое кино. Это художник с индивидуальным мироощущением. Это замечательный человек с чувством юмора, с характером, причем достаточно непростым. Не всем дано очень индивидуально посмотреть на этот мир, но Хуциеву это было дано», — сказал он.

По словам Хотиненко, картина «Невечерняя» про Толстого и Чехова, над которой Хуциев работал последние годы, станет памятником режиссеру. «К сожалению, он не доделал свой фильм про Чехова и Толстого, но люди, которые видели кадры из этого фильма, говорили, что это что-то потрясающее и совершенно невероятное. Да, он в свойственной ему манере делал долго, и, к сожалению, не успел доделать, но я думаю, что эта картина останется ему как памятник. Думаю, что она будет показываться, я надеюсь, что это будет отзвук памяти о нем», — сказал режиссер.

В свою очередь режиссер, народный артист РФ Николай Досталь отметил, что фильмы Хуциева стали классикой, по ним учатся новые поколения кинематографистов. «Конечно, вклад его огромен и весом для советской и российской культуры. Все, что он сделал, уже стало классикой, на этих работах учатся молодые кинематографисты. Это очень печальная новость, но он много оставил, много успел. Он был замечательным человеком в общении, его все уважали. У него не было недоброжелателей или врагов, он был очень открытым и доброжелательным человеком, всегда готов был помочь. Тяжело, что он ушел от нас, светлая память», — сказал он ТАСС. Заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Владимир Грамматиков в беседе с ТАСС назвал творчество Хуциева примером свободы и человеческого взгляда на жизнь. «Марлен Мартынович был полон настоящей свободы, искреннего человеческого взгляда на жизнь, на людей, такая распахнутая душа. Он был совестливый человек. Без сомнения, память о нем будет еще долго жить», — добавил Грамматиков.

Затронул каждого

Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает, что Хуциев в своих кинематографических работах рассказывал истории, которые касались лично каждого зрителя. «Каждый находил в его картинах то, что считал необходимым. Он мыслил широко и очень емко, неслучайно последняя его работа была посвящена Чехову и Толстому, он был погружен в великое пространство русской культуры», — сказал он.

По словам Швыдкого, Хуциев был легендарной фигурой отечественного кинематографа. «Он был не просто кинематографистом, он был великим мастером, который обращался ко всем, какой бы сложности картину он ни делал. Наверное, подавляющее большинство знает его по „Весне на Заречной улице“, но не только по этому фильму — „Мне 20 лет“, „Июльский дождь“, „Был месяц май“ и многие другие ленты сделали его имя не просто любимым, но необходимым для размышления в течение времени о жизни, о нас самих. <...> Он был необычайно элегантным и удивительно артистичным явлением как актер, многие помнят его работы, в которых его видно как блестящего, неповторимого, изысканного, элегантнейшего артиста», — добавил он.

Специальный представитель Президента РФ отметил, что уход Хуциева — это большое горе для зрителей. «Это большое горе, большая беда, наверное, он был одним из последних великих людей великой эпохи, которая никогда не повторится», — подчеркнул Швыдкой.

Создатель «особенного киноязыка»

Кинорежиссер, член правления Гильдии кинорежиссеров России Вадим Абдрашитов назвал Хуциева лучшим советским и российским режиссером. «Потеря его чрезвычайно существенна вообще для кино как искусства, к огромному сожалению. Не было никого другого такого, как Хуциев», — сказал он.

По словам Абдрашитова, Марлену Хуциеву удалось создать свой особенный киноязык, выразить свою кинопоэтику. «Это удавалось далеко не многим, и Хуциев в этом смысле уникален. Не зря великий итальянский режиссер Федерико Феллини называл его поэтом от кинематографа, и что бы он ни делал, какой бы фильм ни снимал, вот это поэтическое начало было во многом определяющим в его работах», — подчеркнул режиссер.

По его словам, на какую бы тему Хуциев ни снимал, какой бы материал это ни был: конец войны, как в картине «Был месяц май», рассказ о двадцатилетних молодых людях шестидесятых годов в «Июльском дожде» — «все эти произведения высокого кинематографического искусства были сделаны рукой, несомненно, поэта от кинематографа».

Абдрашитов напомнил, что Хуциев возглавлял Гильдию кинорежиссеров Союза кинематографистов, был президентом кинофестиваля «Сталкер», заведовал кафедрой во ВГИКе, одно время преподавал. «Его называют упрямцем, но режиссер не может быть не упрямцем! Иначе он не сделает картины, и чем тоньше материя, с которой он работает, тем настойчивее, тем упрямее должен быть режиссер. Иначе он бы никогда не снял свои фильмы», — заключил Вадим Абдрашитов.

«Не хуциевская картина»

Исполнитель главной роли Антона Чехова в последнем фильме Хуциева «Невечерняя» Владислав Ветров считает, что даже если лента будет завершена, она уже не будет хуциевской картиной. «Работа продолжалась, она не закончена, к сожалению, до сих пор, и вряд ли будет уже закончена — во всяком случае, это не будет хуциевская картина», — сказал он.

Ветров рассказал, что работа над фильмом шла более полутора десятилетий. «Мы начали работу в 2003 году... Он не начинал работу, если он не готов к ней, и даже если, допустим, утренняя смена, мы приезжали — он мог до обеда думать, приспосабливаться, что-то для себя выяснять», — рассказал актер.

Он вспоминает Хуциева как профессионала, вся жизнь которого была связана с кинематографом. «Не знаю, каким образом реагировать — это значительная часть и моей жизни, и жизни всех, кто принимал в этом участие. Чрезвычайно благодарен ему за уроки и жизненные, и уроки кинематографии — вряд ли так долго кто-нибудь занимался киноролью и имел возможность с мастером просуществовать все это время в работе. Поторопить его было невозможно, это несовместимые вещи. Всегда он, конечно, существовал на этой территории — на территории кинематографа, на территории искусства, и трудно представить себе его в другой профессии», — поделился воспоминаниями заслуженный артист России.

вернуться к списку статей
Ответственный за наполнение страницы: Пресс-служба